ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
(«Книга притч Соломоновых», «Книга Иова», «Книга Экклезиаста»; «Кни-
га Руфь», «Книга Есфирь», «Книга пророка Ионы», «Псалтирь»). Нравст-
венно-философский смысл Книги Пророка Даниила. Этический смысл
символа веры Израиля (Второзаконие, 6: 4 – 5; Левит, 19).
Древняя Индия. Различные этические системы (брахманизм, джай-
низм, буддизм). Кастовый элемент в морали. Космологическая основа мо-
рали. Буддийское понимание спасения (
освобождения). Принцип ненаси-
лия (ахимса). Эгоистичность этики: достижение сверхсостояний сознания.
Отсутствие категории справедливости как социальной добродетели. Кос-
мологический детерминизм этических взглядов. Этика мотивов и этика по-
ступков.
Древний Китай. Китайская философия как суперэтика. Моральная ме-
тафизика. Универсальная этизированность китайской культуры. Этико-
политическая доктрина конфуцианства. Культ предков. Ритуал, традиция,
этикет. Этико-космологический
дуализм. Принцип «недеяния» (у-вей).
Традиционализм – существенная черта нравственной культуры Китая.
ТЕМА 9. ЭТИКА В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ
Досократовский период. Гомер. Гесиод. Семь мудрецов. Первая фор-
мулировка «золотого правила» нравственности. Нравственные предписа-
ния «пифагорейского союза». Моральный релятивизм софистов. Антино-
мия природного и культурного начал в нравственности.
Классический период. Моральный абсолютизм Сократа.
От космоло-
гии к этике и антропологии. Отождествление добродетели со знанием. За-
рождение этического рационализма. Платон. «Благо» как вершина этиче-
ских стремлений человека. Этическое обоснование аскетизма. Типология
добродетелей. Этико-политическая доктрина Платона. Аристотель. Созда-
ние этики как науки. Понятие «высшего блага». Классификация доброде-
телей (этические и дианоэтические). Строение души. Справедливость и
дружба. Блаженство как созерцательная деятельность. Значение Аристоте-
ля для дальнейшего развития этики.
Эллинистически-римский период. Гедонистическая этика Эпикура.
Удовольствие и духовная форма блаженства. Достижение счастья как цель
разума. Идеал стоического мудреца. Апатия. Космополитизм стоицизма.
Этический релятивизм скептиков. Мистический иррационализм неоплато-
низма.
ТЕМА 10. ЭВОЛЮЦИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЭТИЧЕ-
СКОЙ МЫСЛИ (ИСТОРИЯ)
Средневековье. Рационально
-теоретическое обоснование христиан-
ского вероучения в схоластике. Коллизия между разумом и верой, фило-
софией и богословием. Божественный промысел и свобода воли. Учение о
«двух градах». Систематизация этики у Фомы Аквинского. Этический дуа-
лизм средневековых ересей. Титанизм и аморализм эпохи Возрождения.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- …
- следующая ›
- последняя »