Политология. Верезгова И.В - 80 стр.

UptoLike

80
поэтому обладает заведомой легитимностью.
Роль государства. Для либеральной идеологии отношение к государству является
краеугольным камнем и критерием либеральности той или иной теории.
Либерализм признает необходимость государства как гаранта безопасности и
порядка в обществе, но вместе с тем видит в государстве реальную угрозу свободе
человека. Сужая или расширяя рамки государственного вмешательства, либерализм
стоит на страже своей главной ценности – свободы личности.
Неприкосновенность частной собственности. Либерализм утверждает, что частная
собственность является необходимым условием свободы человека. Индивид,
лишенный права собственности, неминуемо превращается в раба. Свобода и
частная собственность также не отделимы друг от друга, как либерализм и частное
предпринимательство.
Эти основополагающие ценности либерализма, оставаясь непоколебимыми,
меняли свое звучание на протяжении истории. В политической науке принято
выделять классический либерализм ХIХ века, современный либерализм и возникающие
тенденции неолиберализма.
Классический либерализм, возникнув в ХIХ веке в борьбе с абсолютизмом
и феодальными привилегиями, был привержен крайним формам
индивидуализма. Люди в этой традиции рисовались существами, которые преследуют
лишь свои собственные цели и надеются лишь на самих себя. Это в полном смысле
слова - хозяева своей судьбы, ничем не обязанные ни обществу, ни другим людям.
Согласно такому атомистическому воззрению на общество, состоящему из абсолютно
разобщенных индивидов, свобода трактовалась в «негативном» смысле, как неприятие
индивидом любого вмешательства в его жизнь.
К государству классический либерализм относился крайне враждебно. По
выражению английского мыслителя Томаса Пейна (1737-1809), проповедовавшего
идеалы свободы и народного суверенитета, сражавшегося в войне за независимость
Америки, «государство это необходимое зло». Необходимое, так как обеспечивает в
обществе порядок, безопасность и соблюдение законов. Зло, потому что навязывает
всем некую коллективную волю, ограничивая тем самым свободу человека. Поэтому
идеалом классического либерализма стало «предельно малое государство» с
минимальными полномочиями. Неслучайно, государство в это время сравнивается с
«ночным сторожем», который, выполняя свою работу, остается практически
невидимым. Эта позиция сопровождалось безграничной верой в механизмы свободного
рынка, а именно в то, что экономика лучше всего работает тогда, когда государство в
неё не вмешивается. Предполагалось, что свободный капитализм сам собой приведёт
общество к процветанию и свободе.
Современный либерализм, либерализм XX века характеризуется куда
более примирительным отношением к государству. Радикальная перемена
объясняется широким осознанием того, что свободный капитализм, оставив людей на
произвол рынка, в конце концов, породил новые проблемы.
Так называемые, новые либералы Т. Х. Грин, Л. Т. Хобхаус и Дж. А. Гобсон
выступили с концепцией «позитивной свободы». Критикуя классическую теорию
«негативной свободы», которая попросту оставляет человека в покое это может
означать и свободу умереть от голода), они призывают к свободе, которая
предполагает достойное существование.
Главной идеей либерализма в это время становится то, что государственное
вмешательство в виде социальных пособий не противоречит свободе, а наоборот,
                                          80
   поэтому обладает заведомой легитимностью.
 Роль государства. Для либеральной идеологии отношение к государству является
   краеугольным камнем и критерием либеральности той или иной теории.
   Либерализм признает необходимость государства как гаранта безопасности и
   порядка в обществе, но вместе с тем видит в государстве реальную угрозу свободе
   человека. Сужая или расширяя рамки государственного вмешательства, либерализм
   стоит на страже своей главной ценности – свободы личности.
 Неприкосновенность частной собственности. Либерализм утверждает, что частная
   собственность является необходимым условием свободы человека. Индивид,
   лишенный права собственности, неминуемо превращается в раба. Свобода и
   частная собственность также не отделимы друг от друга, как либерализм и частное
   предпринимательство.
      Эти основополагающие ценности либерализма, оставаясь непоколебимыми,
меняли свое звучание на протяжении истории. В политической науке принято
выделять классический либерализм ХIХ века, современный либерализм и возникающие
тенденции неолиберализма.
      Классический либерализм, возникнув в ХIХ веке в борьбе с абсолютизмом
и феодальными привилегиями,                был привержен крайним формам
индивидуализма. Люди в этой традиции рисовались существами, которые преследуют
лишь свои собственные цели и надеются лишь на самих себя. Это в полном смысле
слова - хозяева своей судьбы, ничем не обязанные ни обществу, ни другим людям.
Согласно такому атомистическому воззрению на общество, состоящему из абсолютно
разобщенных индивидов, свобода трактовалась в «негативном» смысле, как неприятие
индивидом любого вмешательства в его жизнь.
     К государству классический либерализм относился крайне враждебно. По
выражению английского мыслителя Томаса Пейна (1737-1809), проповедовавшего
идеалы свободы и народного суверенитета, сражавшегося в войне за независимость
Америки, «государство – это необходимое зло». Необходимое, так как обеспечивает в
обществе порядок, безопасность и соблюдение законов. Зло, потому что навязывает
всем некую коллективную волю, ограничивая тем самым свободу человека. Поэтому
идеалом классического либерализма        стало «предельно малое государство» с
минимальными полномочиями. Неслучайно, государство в это время сравнивается с
«ночным сторожем», который, выполняя свою работу, остается практически
невидимым. Эта позиция сопровождалось безграничной верой в механизмы свободного
рынка, а именно в то, что экономика лучше всего работает тогда, когда государство в
неё не вмешивается. Предполагалось, что свободный капитализм сам собой приведёт
общество к процветанию и свободе.
          Современный либерализм, либерализм XX века характеризуется куда
более примирительным отношением к государству.               Радикальная перемена
объясняется широким осознанием того, что свободный капитализм, оставив людей на
произвол рынка, в конце концов, породил новые проблемы.
    Так называемые, новые либералы – Т. Х. Грин, Л. Т. Хобхаус и Дж. А. Гобсон –
выступили с концепцией «позитивной свободы». Критикуя классическую теорию
«негативной свободы», которая попросту оставляет человека в покое (а это может
означать и свободу умереть от голода),        они призывают к свободе, которая
предполагает достойное существование.
   Главной идеей либерализма в это время становится то, что государственное
вмешательство в виде социальных пособий не противоречит свободе, а наоборот,