Политология. Верезгова И.В - 81 стр.

UptoLike

81
расширяет её пределы тем, что предохраняет человека от неизбежных
злоключений судьбы.
Обратимся к истории. В 1929 году сумма федеральных расходов на пособия в
США составляла всего 25 центов на душу населения. Потребовались годы Великой
депрессии и 12 миллионов безработных, чтобы США покинули мир свободного, ничем
неограниченного рынка и стали разрабатывать схемы, в рамках которых затраты на
пособия стали финансироваться из налогов. Позднее в 1942 году, в Великобритании
один из правительственных докладов указывал на то, что только государство может
справиться с «пятью социальными монстрам», такими как: нужда, невежество,
безработица, расточительство и болезнь.
В этой ситуации решающую роль сыграла экономическая теория Дж. Кейнса,
доказывающая, что рост и процветание достигаются лишь в рамках регулируемого
капитализма, когда основные экономические задачи берет на себя государство.
На смену теории «малого государства» пришла теория «большого государства»,
стоящего на принципах широкого вмешательства в общественную жизнь. Образ
«государства ночного сторожа» трансформируется в образ «государства судьи на
футбольном поле», от которого, практически зависит вся игра.
Однако, современные либералы, пытаясь сохранить приверженность главным
либеральным ценностям, говорят о правительственном вмешательстве только с целью
поддержания наиболее слабых и уязвимых слоев населения, которые действительно
беспомощны: инвалиды, больные люди, безработные, дети. Причем, цель
государственного вмешательства - помочь этим людям подняться до того уровня, когда
они вновь смогут самостоятельно устраивать свою судьбу и располагать в жизни
свободным выбором. Наиболее влиятельным теоретиком современного либерализма,
который предпринял попытку примирить принципы либерализма с практикой
перераспределения общественных средств в пользу неимущих слоев, является
американский экономист и политический философ Джон Роулс.
На этом трансформация либерализма не закончилась. В 60-70 годы ХХ века
появилось мощное идеологическое течение, которое стало называть себя
неолиберализмом. Неолибералы пытались ответить на главный вопрос: «Что значит
быть либеральным в современную эпоху?»
Неолиберализм, по сути, является обновленным «изданием» классического
либерализма. Неолиберализм вновь возвращается к идеям свободного рынка и
индивидуальной свободы в работах экономистов и политологов Л.Мизеса, Ф.Хайека,
М.Фридмана и Р.Нозика.
Главной целью неолибералов стало «отодвинуть границы государства».
«Мертвая рука» государства, по их мнению, душит личную инициативу и
предпринимательство, а правительство, не смотря на лучшие намерения, неизбежно
вредит человеку и обществу.
Особое беспокойство у них вызывает ситуация с собственностью. Они
категорически против национализации отдельных отраслей производства, выдвинув
лозунг: «Всё частное хорошо, всё общественное плохо!» Как во времена
становления либерализма, такие идеи получили название «закоренелого
индивидуализма».
Неолибералы прошлись и по государству. Они, опираясь на цифры и факты,
утверждают, что сложившееся «государство-нянька», взявшее на себя широкие
социальные обязательства и программы, в конечном счете, породило общество
зависимых, слабых, безынициативных людей, живущих на пособия и подачки. В таком
                                         81
расширяет её пределы тем, что предохраняет человека от неизбежных
злоключений судьбы.
      Обратимся к истории. В 1929 году сумма федеральных расходов на пособия в
США составляла всего 25 центов на душу населения. Потребовались годы Великой
депрессии и 12 миллионов безработных, чтобы США покинули мир свободного, ничем
неограниченного рынка и стали разрабатывать схемы, в рамках которых затраты на
пособия стали финансироваться из налогов. Позднее в 1942 году, в Великобритании
один из правительственных докладов указывал на то, что только государство может
справиться с «пятью социальными монстрам», такими как: нужда, невежество,
безработица, расточительство и болезнь.
      В этой ситуации решающую роль сыграла экономическая теория Дж. Кейнса,
доказывающая, что рост и процветание достигаются лишь в рамках регулируемого
капитализма, когда основные экономические задачи берет на себя государство.
     На смену теории «малого государства» пришла теория «большого государства»,
стоящего на принципах широкого вмешательства в общественную жизнь. Образ
«государства – ночного сторожа» трансформируется в образ «государства – судьи на
футбольном поле», от которого, практически зависит вся игра.
     Однако, современные либералы, пытаясь сохранить приверженность главным
либеральным ценностям, говорят о правительственном вмешательстве только с целью
поддержания наиболее слабых и уязвимых слоев населения, которые действительно
беспомощны: инвалиды, больные люди, безработные, дети. Причем, цель
государственного вмешательства - помочь этим людям подняться до того уровня, когда
они вновь смогут самостоятельно устраивать свою судьбу и располагать в жизни
свободным выбором. Наиболее влиятельным теоретиком современного либерализма,
который предпринял попытку примирить принципы либерализма с практикой
перераспределения общественных средств в пользу неимущих слоев, является
американский экономист и политический философ Джон Роулс.
     На этом трансформация либерализма не закончилась. В 60-70 годы ХХ века
появилось мощное идеологическое течение, которое стало называть себя
неолиберализмом. Неолибералы пытались ответить на главный вопрос: «Что значит
быть либеральным в современную эпоху?»
    Неолиберализм, по сути, является обновленным «изданием» классического
либерализма. Неолиберализм вновь возвращается к идеям свободного рынка и
индивидуальной свободы в работах экономистов и политологов Л.Мизеса, Ф.Хайека,
М.Фридмана и Р.Нозика.
      Главной целью неолибералов стало «отодвинуть границы государства».
«Мертвая рука» государства, по их мнению, душит личную инициативу и
предпринимательство, а правительство, не смотря на лучшие намерения, неизбежно
вредит человеку и обществу.
      Особое    беспокойство у них вызывает ситуация с собственностью. Они
категорически против национализации отдельных отраслей производства, выдвинув
лозунг: «Всё частное – хорошо, всё общественное – плохо!» Как во времена
становления либерализма, такие идеи получили название «закоренелого
индивидуализма».
     Неолибералы прошлись и по государству. Они, опираясь на цифры и факты,
утверждают, что сложившееся «государство-нянька», взявшее на себя широкие
социальные обязательства и программы, в конечном счете, породило общество
зависимых, слабых, безынициативных людей, живущих на пособия и подачки. В таком