ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
15
«креационизм») – не преподносилась в светских учебных заведениях вовсе. Разрушение
коммунистической идеологии и последовавший идеологический вакуум привели к
усилению сепаратистских и религиозных позиций в обществе. Из социальной психологии
известно, что, в случае несогласия с общественными авторитетами, люди легче доверяют
оппозиционным идеям, чем ортодоксальным
1
, к тому же, религия является проверенной
временем психотерапевтической системой.
Опрометчиво противопоставляя происхождение человека «от Бога» происхождению
«от обезьяны», следует иметь в виду, что в некоторых религиозных конфессиях, например, в
католицизме, религиозная точка зрения на возникновение человека не противоречит
эволюционной теории. Приверженцы позиции, примиряющей противоположности между
креационизмом и дарвинизмом, сохраняя веру в Бога, полагают, что природа имеет
божественное происхождение, но при этом имеют в виду, что одним из свойств природы,
заложенных в неё Высшим существом, является способность живых организмов
эволюционировать согласно тем закономерностям, которые стали известны современной
биологии.
Церковная точка зрения на этот вопрос нашла свое отражение в энциклике
католического папы Пия ХП – «О человеческом роде». В этом церковном документе
говорится, что Церковь рекомендует изучать эволюционную теорию «в той мере, в какой
исследования говорят о происхождении человеческого тела из уже существовавшей живой
материи, но придерживаться того, что души непосредственно созданы Богом». Папская
энциклика вышла в 1958 году. Подобный подход основывается на представлении о
божественном творении мира как процессе (акте), в котором принимают участие и живущие
ныне люди, а не единичном событии (факте) сотворения мира неизменным однажды, в
определенный момент.
Автор текста этого пособия полагает, что с помощью методов и фактических данных
естественных наук нельзя ни доказать, ни опровергнуть сотворение мира и природы Земли
Богом. Этой же точки зрения придерживаются многие научные работники. Дело в том, что
естественные науки имеют дело с закономерными, повторяющимися явлениями, а
сотворение мира и человека Богом, по мнению верующих, представляет собой уникальное по
важности, не имеющее природных аналогов явление, которое было произведено однократно.
Следовательно, эта группа явлений не находится в рамках компетенции естественных наук
2
.
Дополнительная литература по теме:
1. Малышевский А.Ф. Мир человека. Опыт концепции философского просвещения. М.:
Интерпракс, 1993.
2. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.
3. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. Уч. пособие. М.: Академический проект, 2004.
4. Мир человека. Хрестоматия. М.: Интерпракс, 1995.
5. Райгородская И.А., Райгородская Ж.И. Антропология. Курс лекций. Учебное пособие.
М.: Изд-во МСХА, 2003.
6. Тегако Л., Клитинский Е. Антропология. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2004.
7. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб.: Изд-во «Лань», 1997.
1
Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/ Пер. с англ. А.А. Ковальчука под
ред. В.С. Магуна. М.: Аспект-Пресс, 1999.
2
К сожалению, автор пособия знакома с игнорированием данного принципа при подготовке православных
священников. Преподавание якобы «научной» теории эволюции жизни на Земле велось профессором физики
на основе библейских историй и собственного житейского опыта лектора по канонам ортодоксального варианта
православной религии.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- …
- следующая ›
- последняя »