Антропологические концепции современной науки. Ч.1. Палеоантропология. Владимирова Э.Д. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

13
Я был в Мексике, взбирался на пирамиды.
Безупречные геометрические громады
Рассыпаны там и сям на Тегуантепекском перешейке.
Хочется верить, что их воздвигали космические пришельцы,
Ибо обычно такие вещи делаются рабами.
И перешеек усеян каменными грибами.
Действительно, в далекие прошлые времена люди относились к сверхчеловеческому
напряжению физических сил иначе, чем в настоящее время, намного беспечнее, поскольку
мышечные усилия живой рабочей силы ценились значительно дешевле. Поэтому нашим
современникам такая сверхзатратная, по мускульному напряжению, деятельность наших
предков может показаться неправдоподобной.
Воображение подсказывает идеи о родстве человека со сказочными русалками,
снежным, «лесным» человеком. Другие считают, что люди берут начало от вымерших ныне
обитателей мифической Атлантиды. Люди, далекие от науки, иногда «подхватывают»
наукообразные мифы о древнейшем прошлом человечества, подаваемые прессой в качестве
сенсации. Малообразованные читатели уверены, «что для полноценного исторического
исследования вовсе не обязательна профессиональная подготовка и специальные знания,
напротив, они даже мешают «пустить фантазию в свободный полет»
1
. На подобной
психологии базируется успех фильма «Воспоминания о будущем», когда зритель «с
увлечением подхватывает эту игру в «общедоступную науку», на каждом шагу проникаясь
верой, что решать научные загадки, интерпретировать исторические памятники не намного
сложнее, чем разгадывать шараду или кроссворд».<...>Получившаяся картина «для
непосвященных людей притягательнее «скучных» и «туманных» концепций ученых»
2
.
3) Различные микросоциальные группы или племена людей произошли от того или
иного тотема. В целом, тотемизмэто вера первобытных людей в то, что отдельные
социальные группы ведут свое происхождение от того или иного вида животных, растений,
элементов ландшафта и прочих окружающих предметов или явлений повседневности.
Австралию, к примеру, принято называть «страной тотемизма», поскольку это религиозное
верование характерно для австралийских аборигенов и очень широко там распространено.
Тотемистические взгляды, в настоящее время, свойственны представителям палеоазиатских
народностей нашей страны. Например, чукчи, коряки, ненцы, алеуты издревле считают, что
они ведут свой род от животныхворона, паука, волка, северного оленя.
С другой стороны, как это выявил французский антрополог К.Леви-Строс, тотемизм
является не только религией. Тотемизм, по Леви-Стросу, представляет собой наглядно-
чувственный, то есть достаточно примитивный, метод классификации общества на
группировки
3
. Подобные взгляды на свое место в обществе, когда человек нуждается во
внешнем знаке для удобства практического самоотождествления, коренятся в глубинно
бессознательных слоях души и обнаруживаются даже у современных людей. Например, для
большинства жителей России ХХ века было необходимо социально отождествлять себя с
рабочими или крестьянами, скрывая происхождение от дворян, буржуазии
или
интеллигенции, если такое имело место. «Правильное» происхождение помогало отдельной
личности идентифицироваться с понятием «мы», что приносило в жизни множество
практических преимуществ и спасало от репрессий.
Таковы наиболее распространенные мифические взгляды на происхождение людей.
Наука утверждает, что первые люди появились в Африке около 2,3 – 2,7 млн. лет назад, в
1
Цит. по: Мещеряков Б., Мещерякова И. Указ. соч., С.125.
2
Там же.
3
Более развитыми (абстрактными) являются понятийные, а не знаковые способы классификации. Примитивные
ассоциации явления с каким-либо «подручным» знаком были называны К.Леви-Стросом «бриколажем».