ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
12
человека видовое название «человек двойственный», данное французским
естествоиспытателем Жоржем Бюффоном (1707-1788). Это название отражает тот факт, что,
в определенной мере, человек является животным, поскольку он обладает телесной
организацией приматов, а с другой стороны, человек, образно говоря, – это «дитя богов»,
поскольку в нем заложено стремление к поиску высшего смысла существования и
совершенства.
Двойственная природа человека отмечалась, конечно, советской наукой, но
противопоставлялись не животное и духовное начала человека, а, как правило,
биологическое и социальное. Основными антропологическими методами в СССР выступали
биологические методы: палеоантропология, сравнительная анатомия, эмбриология. Ход
антропогенеза рассматривался на основе синтеза биологии, археологии и марксистско-
ленинской философии. В настоящее время, в работах ученых, называющих себя
антропологами, находят свое отражение проблемы структурной антропологии,
антропологической лингвистики, философской антропологии, наряду с традиционным
предметом физической антропологии.
Итак, учитывая отечественный и зарубежный опыт, представляется наиболее
успешным следующее определение предмета антропологии: «Антропология – это наука о
всеобщем и объективном в человеческой природе и о закономерностях проявления частного
и субъективного. Под человеческой природой понимаются нормы, обычаи, поведение,
инстинкты, социальные институты, как существующие от века, присущие всем людям, так и
единичные и особенные, характерные для данного общества и для данного индивидуума».
Остановимся на некоторых наиболее актуальных антропологических проблемах
современного естествознания.
1.2. Актуальные проблемы современной антропологии
Одной из важнейших проблем антропологии является выявление специфики Человека
разумного как биологического вида и социального существа. Свет на эту проблему может
пролить исследование эволюционного развития людей, выявление факторов, которые
привели к появлению человеческого общества.
Рассмотрим основные причины недоверия обыденного (т.е. житейского, не научного)
сознания к естественнонаучной картине антропосоциогенеза. Человек
1
произошел от общих
с современными обезьянами предков, причём этот естественный процесс шел по законам,
характерным для эволюции всей живой природы. Такие представления называются
естественнонаучными. К наиболее распространенным мифическим представлениям об
эволюции человека, характерным для наших современников, относятся следующие взгляды.
1) Человек не эволюционировал, уже готовую, современную форму человека создал
Бог. Данное
представление опровергается многочисленными палеоантропологическими и
археологическими находками.
2) Человек произошел из жизненных форм, ничего не имеющих общего с
современными обезьянами. Удивляясь грандиозным по затраченным усилиям следам
жизнедеятельности человека в далеком прошлом, во времена, когда ещё не было
современной техники, некоторые обыватели полагают, что эти объекты – создание не
человеческих, а инопланетных рук
. Гигантские каменные пирамиды, статуи острова Пасха,
древние культовые постройки, найденные в современной Англии, вызывают к жизни
фантазии о внеземном происхождении людей. Некоторые верят, что человек произошел от
каких-то фантастических рас гуманоидов, прилетевших с других планет. У поэта Иосифа
Бродского есть такие строки:
1
Речь идет о теле человека, а не о его душе.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- …
- следующая ›
- последняя »