Антропологические концепции современной науки. Ч.1. Палеоантропология. Владимирова Э.Д. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

11
осуществления той или иной психологической операции. <…> Культурное развитие
заключается именно в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые
человечество создало в процессе своего исторического развития, и какими являются язык,
письмо, система счисления»
1
.
По этой причине во второй части данного пособия большое значение уделяется
теориям происхождения речи в процессе антропогенеза и закономерностям
функционирования языка в современном обществе.
Учитывая «биологическую» природу человека, нельзя забывать о его двойственности,
вернее, множественности. С одной стороны, человекобщественное животное из класса
мелкопитающих и отряда приматов, с другойон существо духовное, обладающее разумом,
волей, самосознанием, имеющее специфическую душевную организацию. Под
«духовностью» понимается способность человека любить, творить, быть свободным, самому
устанавливать смысл своего существования. Это и есть, наряду со специфическим, сложным
мышлением, те основные качества, которые отличают человека от животных.
Закономерности социальной жизни людей и психологию человека студенты-
социологи изучают позже. Одна из задач данного лекционного курса заключается в том,
чтобы показать, что основные адаптивные механизмы, мотивации и поведенческие реакции
человека, включая его духовные аспекты, во многом основываются на биологической
природе человека, а не противостоят ей. Говоря словами великого христианского мыслителя,
российского философа В.С.Соловьева (1853-1900), душа человека «воплощена» в телесную
оболочку Хомо сапиенса.
Многогранность человеческой природы понимали на интуитивном уровне многие
народы, населяющие нашу планету. В мифах разных культур встречаются схожие
представления о сущности человека, выраженные в космогонических теориях (космогония,
с греч. – происхождение мира, антропогонияпроисхождение человека). Так, в древних
космогониях говорится, что с неба на земных животных опустились боги, и от слияния
верхней, «божественной» части тела и нижней, «животной», получились люди. Позже идею
существования животного, природного «низа» человека, формирующего символику
смеховой карнавальной культуры, развивали русские философы М.М. Бахтин (1895-1975) и
В.Н. Волошинов (1895-1936). Такое представление о происхождении человека глубоко
символично. Вытеснение некоторых соматических
2
стимулов человека в бессознательную
сферу психики, их дальнейшее символическое преобразование, происходящее в
соответствии с социальными правилами, – важнейшие открытия современного
психоанализа, без идей которого, как и без идей структурной лингвистики, нельзя себе
представить современную антропологию.
Биологическое название вида, к которому принадлежит современный человекHomo
sapiens (L)., что переводится с латинского языка как «человек
разумный, по Линнею».
Термин был предложен шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707-1778),
создателем биноминальной (двойной) номенклатуры видов живой природы. Некоторые
философы и ученые считают название Хомо сапиенс мало подходящим для людей, которые
всю историю человечества ведут между собой бесконечные войны, но в биологии принято
впервые данное видовое название не изменять, даже если
в дальнейшем оказалось, что оно
не оправдало себя по смыслу.
В разное время человеческому роду давали разные афористичные имена. Аристотель
называл человека «общественным животным», Б. Франклин дал ему имя «животное,
делающее орудия». Были названия «человек безоружный», «человек говорящий», «человек
делающий». Наиболее полно, с нашей точки зрения, отражает особенное положение
1
Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991.
4. С. 6.
2
Соматический стимул, в данном контекстестимул, происходящий от функционирования тела.