ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
9
Тема 1.
Предмет и задачи современной антропологии
Антропология – междисциплинарная отрасль знания, комплексно изучающая
человека и человечество на всех этапах его развития, включая период эволюционного
формирования. Единство антропологии, являющейся, по существу, совокупностью научных
дисциплин о человеке, создает специфический предмет этой науки – «общечеловеческие
универсалии». Иначе говоря, предметом антропологии являются интегративные свойства
человечества, которые позволяют представить его в качестве единого целого. Особенностью
антропологии, как междисциплинарной науки, выступает «многоаспектый анализ изучаемых
явлений».
1
1.1. Исторический взгляд на предмет антропологии
Предмет и задачи антропологии со временем изменялись, в зависимости от свойств и
качеств человека, которые в тот или иной период времени считались наиболее достойными
изучения, а также исходя из идеологических запросов общества. Греческий философ
Аристотель, который жил в 4 веке до нашей эры, уделял, например, особое внимание
отличиям животных от человека, которого считал «существом двойственным»
(биологическим и социальным). Для современной антропологии по-прежнему актуальны
аспекты осмысления биологических оснований существования Хомо сапиенса. Представляет
интерес также изучение «природных» возможностей людей и ограничений,
«накладываемых» на них в связи с их соматической (телесной) организацией, или, как ещё
говорят, «биологией».
За последние 150 лет предмет
антропологии претерпел существенные изменения. Так,
шотландский антрополог Джеймс Джордж Фрезер (1854-1941), изучал культурно-
антропологические характеристики жителей Британских колоний и населения Метрополии,
полагая обнаруженные отличия основным предметом науки антропологии. Он считал, что
человеческое общество эволюционирует, последовательно проходя три стадии развития:
магии, религии, науки».
2
В похожем ключе проводил свои исследования французский
антрополог и социолог Люсьен Леви-Брюль (1857-1939), который занимался поисками
отличий в функционировании мыслительных механизмов людей разных цивилизаций:
технократической и традиционной.
В настоящее время, напротив, основной акцент в антропологии делают на изучении
всеобщих закономерностей, обеспечивающих социально-биологические адаптации человека.
Общие закономерности, интересующие антропологов, имеют
место в силу принадлежности
всех современных людей к социализированным представителям одного вида Хомо сапиенс,
вне зависимости от конкретных культурно-исторических реалий их существования.
Большой интерес, таким образом, представляет антропологическое исследование наиболее
1
Терешкович П.В. Антропология // Новейший философский словарь. – Минск: Интерпресс сервис, 1999, с.
39.
2
Терешкович П.В. Фрэзер // Новейший философский словарь. – Минск: Интерпресс сервис, 1999, с. 782.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »