Антропология. Владимирова Э.Д. - 38 стр.

UptoLike

Составители: 

38
родительских требованиях заключены социальные ценности: ребёнку желают
удачной служебной карьеры, преуспеяния, славы. Во-вторых, Идеал-Я не
допускает непосредственного удовлетворения сексуальных влечений,
по природе своей - асоциальных. (Как известно, все влюблённые - одни в целом
мире.) Наконец, Идеал-Я подавляет враждебные влечения, направленные на
разрушение.” М.Бертран цитирует Фрейда: “Сверх-Я ребёнка
формируется не по
образу родителей, но скорее по образу их Сверх-Я: оно наполняется тем же самым
содержанием, становится представителем традиции, источником всех ценностных
суждений, которые сохраняются при смене поколений”.
Механизмы отождествления порождают социальную связь - покуда эти
идеалы разделяются другими членами общества”, - пишет М.Бертран.
Она продолжает: “Если человек в
нужный момент не чувствовал себя
любимим, то есть не был идеалом для себя самого, он не может обойтись без
такой идеализации, при которой идеал выносится вовне как нечто недостижимое”.
По мнению Бертран, сходную позицию по поводу возникновения
недостижимых идеалов занимают Карл Маркс и Макс Вебер. “Для Маркса
бедствие, нужда - главное
условие религиозной веры. Вебер в качестве
возникновения мессианских идеалов показывает ситуацию, при которойнасущная
потребность в признании собственного достоинства не удовлетворяется”. Тогда
где-то в зазоре между желаемым и действительным рождается мечта о других
временах и пространствах, где возможно обретение собственного достоинства, и
тогда возникает надежда набудущую жизнь или
спасение”.
Свойственный идеализации разрыв между субъектом и [идеализированным]
объектом, который порождает надежду и веру в их будущее воссоединение, - это
фактически внутренний разрыв, саморасщеплённость субъекта, и представление о
всеобщем примирении есть не что иное, как социальный образ внутреннего
единства”, - обосновывает М.Бертран психологическую потребность человека в
идеализации. Самовлюблённые люди в
идеализации не нуждаются.
Идентичность (лат. идентикус - одинаковый, тот же) - “1) свойство индивида
оставаться самим собой в изменяющихся социальных ситуациях. 2) Результат
осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности,
отличающейся от других”. (**).
Идентичность - психологические представление человека о своём Я,
характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной
самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя
(частично осознаваемое, частично неосознаваемое) с теми или иными
типологическими категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью,
образцом, нормой. группой, культурой и т.п.). В социальных науках различаются
социальная идентичность (отождествление себя с социальной позицией, или
статусом), культурная идентичность (отождествление себя с культурной
традицией), этноческая идентичность ( отождествление себя с той или иной
общностью. или группой).
Идентичность приобретается человеком в ходе индивидуального развития.
По мере усвоения индивидом социокультурных образцов, норм, ценностей,
принятия и усвоения различных ролей во взаимодействиях с другими людьми его
самоидентификации изменяются, и более или менее окончательно его
идентичность складывается к концу юношеского возраста. Различаются
позитивные и негативные идентичности. Закреплению негативной
идентичности
(“преступник”, “сумасшедший и т.д.) индивида может способствовать практика
навешивания ярлыков”, специальное или групповое давление. Возможна утрата
индивидом идентичности, связанная либо с возрастными психологическими
кризисами, либо с быстрыми изменениями в социокультурной среде. Утрата
идентичности проявляется в таких явлениях, как отчуждение [отстранение от каких-
либо сторон себя], деперсонализация [ощущение собственной
нереальности,