Антропология. Владимирова Э.Д. - 36 стр.

UptoLike

Составители: 

36
развитии человека антрополог Вяч. Вс. Иванов в аналитическом комментарии к
работам Л.С.Выготского.
34
См. интериоризация, погружение, свёртывание.
Зооморфный ( гр. зоон - животное + морфа - форма) - уподобленный животному.
Самые первые образы в рисунках, выполненных на стенах пещер, изображали
животных. См. антропоморфный.
Игра - “вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в
результатах, а в самом процессе”.
35
Как и ритуал, игра представляет собой
существование в некой виртуальной реальности, в которой знак и объект
полагаются тождественными.
Значение игры в жизни человека и общества подробно рассмотрено
нидерландским культурологом Йоханом Хёйзингой в книге “Homo Ludens” (1938) -
Человек Играющий”. По мнению Хёйзинги,
36
культура возникает в форме игры,
культура первоначально разыгрывается. Священный ритуал и праздничное
состязание - вот две постоянно и повсюду возобновляющиеся формы, внутри
которых культура вырастает как игра в игре. Состязание, как и любую другую игру,
следует считать до некоторой степени бесцельным. Исход игры либо состязания
важен лишь для тех, кто в
качестве игрока или зрителя включается в игровую
сферу и принимает правила игры”.<...>
С игрой связано понятие выигрыша, отсутствующее в одиночной игре и
вступающее в силу только тогда, когда игра ведется одним против другого либо
двумя противными партиями. Значение превосходства, завоеванного в результате
выигрыша, имеет тенденцию разрастаться в иллюзию превосходства вообще.
А с
этим значение выигрыша выходит за рамки данной игры. Завоеванный в игре
успех легко переходит с отдельного человека на целую группу.
В играх-состязаниях в игровом инстинкте далеко не в первую очередь
проявляется жажда власти или воля к господству. Первичным является
стремление превзойти других, быть первым и на правах
первого удостоиться
почестей. И только во вторую очередь встает вопрос, расширит ли вследствие
этого личность или группа свою материальную власть”, - пишет Хёйзинга.
Анализируя творчество Хейзинги, отечественный культуролог
П.С.Гуревич перечисляет следующие черты игровой деятельности, важные для
становления человеческой культуры.
37
Игра необходима индивиду как
биологическая функция, играют животные, играют маленькие дети. В архаическом
обществе те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение
жизненных потребностей (например, охота), принимают игровую форму. Прежде,
чем древний человек научился изменять окружающую среду посредством труда, он
сделал это в собственном воображении, в сфере игры. Проиграв проекты
собственной фантазии, проделав манипуляционные движения с вещами обихода в
воображаемой ситуации, архаический человек проецирует движения заново уже в
реальной, рабочей ситуации.
Социуму игра нужна в силу заключенного в ней смысла. Культура
первоначально разыгрывается. От игр животных культура как игра отличается
человеческим смыслом
символов и текстов, задействованных в культурных
феноменах. В качестве выигрыша человек, в отличие от животных, использует
общественное признание. Даже в тех играх, которые люди ведут наедине с самими
собой, не посвящая других в содержание этих игр, выигрыш или проигрыш
признаётся внутренним идеалом, сформированным под воздействием социума.
34
Иванов Вяч. Вс. Искусство психологического исследования. // Выготский Л.С. Психология
искусства. М.: Лабиринт, 1997. С. 359.
35
Гуревич П.С. Игра. // Культурология. ХХ век. ... С.133.
36
Хёйзинга Й. Homo Ludens. М.: Прогресс, Универс, 1992. РазделИгра и состязание как функция
формирования культуры”. С. 60 - 93.
37
Гуревич П.С. Игра. // Культурология. ХХ век. ... С.133 - 135.