Антропология. Владимирова Э.Д. - 37 стр.

UptoLike

Составители: 

37
Исследование игры , проведённое Хёйзингой, ведётся через рассмотрение
экзистенциальных проблем человека. Американский аналитик Э.Берн подходит к
проблеме игры с практических позиций. Сущность игры, по Берну, сводится к
следующему: “Игра - это последовательность взаимодействий между двумя или
большим числом людей, цель которой не совпадает с кажущейся (надувательство),
которая апеллирует к слабостям обеих
сторон (подвох), и которая завершается
тем, что каждая сторона испытывает приятные или неприятные чувства
(выигрыш)”.
38
Идеал (от лат. идеалис - идеальный) - “представление о совершенстве, которое,
будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности
человека, общественного класса. Идеалы носят исторический характер и
выступают важными факторами регуляции человеческой деятельности и
поведения”. (**).
Современный психоанализ в лице французской женщины-психоаналитика
Мишель Бертран разрабатывает проблему возникновения идеалов
следующим
образом.
39
Она пишет: “Социальные идеалы” - это идеалы, присущие таким
верованиям, которые связаны не с восприятием реальности, а с ценностями и
оценками, с определением хорошего и плохого, полезного и вредного, Добра и
Зла.” <...> В ряде случаев идеалы не осознаны. В том случае, когда между сущим
и должным возникает разрыв, мы осознаём свои
идеалы, мы полагаем идеалкак
нечто должное и подлежащее осуществлению. Некоторые идеалы могут хотя бы
отчасти осуществиться, другие (счастье для всего человечества, общество,
основанное на братстве и справедливости, в котором все люди свободны и равны)
неосуществимы по определению.<...> “Само существование подобных утопий
ставит двоякую проблему: социолог должен задаться вопросом об условиях
их
возникновения в тот или иной период, в той или иной социальной группе, а
психоаналитик - вопросом о том, какие психические механизмы порождают
идеализацию желанных, но недоступных объектов.
Чтобы понять власть социальных идеалов над людьми, необходимо
исследовать формирование той психической инстанции, которую Фрейд называет
Идеал-Я или, позже, - Сверх-Я”.
Эта инстанция наблюдения за субъектом и
постоянного сравнения между сущим и должным образуется, согласно Фрейду, в
результате интериоризации родительской критики, а позже - требований
общества. Моральное сознание не может быть врождённым”.
Бертран пишет, что поначалу ребёнок боится только утраты любви своих
близких, он совершает дурные поступки, если может их скрыть, но
постепенно
внешний запрет замещается внутренним, ребёнок отождествляет себя с
родительским Сверх-Я. Это происходит потому, что ребёнком движет любовь,
первая форма любви - самоотождествление ребёнка с родителями. Отказавшись
от запрещённых общественной моралью желаний, преодолев Эдипов комплекс
(желание обладать любовью одного из родителей и убрать второго родителя как
соперника) и связанную с
ним агрессию, ребёнок обретает моральное сознание.
Моральное сознание - это помещённый внутрь взрослый, который продолжает
наблюдать за ребёнком и указывать, как тому вести себя; ребёнок подчиняется ему
из страха потерять любовь и самоуважение”. [Сверх-Я - это моральный цензор, то,
что в русском языке называется совестью. Функция Сверх-Я - функция
надзирателя, который
наказывает за аморальные поступки. В противоположность
действию Сверх-Я, Идеал-Я воодушевляет
на совершение моральных поступков.]
Как социальные идеалы заменяют родительскую критику? “Идеал-Я
социализирует ребёнка по меньшей мере на трёх уровнях. Во-первых, в
38
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых. СПб.: МФИН, 1992 . С.412.
39
Бертран М. Бессознательное в работе мысли и социальные идеалы. // Психоанализ и науки о
человеке. ... С. 341 - 359.