ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
34
“Исключая те случаи, когда знак похож на обозначаемый объект (таковы
иконические знаки),”означение и понимание знака целиком и полностью
обусловлено знакомством индивида с существующими конвенциями, его
“словарным запасом”. <...> Один и тот же знак в разных субкультурах может
пониматься по-разному .Смысл знака косный , отношения знака и смысла всегда
имеют переносное
значение, “несмотря на многочисленность и многообразие, они
всегда метафоричны , то есть определённым образом унифицируют, искажают
действительность, объединяя феноменальные объекты и значения под одним и
тем же именем”. <...>
“Знак может быть не только элементом знаковой системы (языка), но и
элементом знаковой последовательности (текста). При этом применение и смысл
знака обусловлены также
его связями с другими элементами (знаками) текста,
обеспечивающими смысловую цельность текста. <...>
Структуралисты (К.Леви-Строс, Р.Барт, М.Фуко) рассматривают “всю
культурную деятельность как знаково-символическую, обусловленную
универсальными механизмами реагирования человека на внешнюю среду”.
31
Знак-индекс, иконический знак, знак-символ ( от лат. индекс- указатель; гр.
эйкон - образ; гр. симболон - половинка монеты, знак принадлежности к “своим”) -
классификация отношений между означаемым и означающим компонентом знака (
или, иными словами, отношений между планом содержания и планом выражения
знака) по двум признакам: смежность/сходство действительность/предписанность.
Американский логик
Ч.С.Пирс классифицировал отношения между формой и
содержанием знака тремя способами. В зависимости от сочетания этих признаков,
в знаке можно выделить три полюса: знак-индекс, знак-икона и знак-симовол .
“Смежность обоих компонентов знака [имеется в виду означаемое и означающее]
действительна, фактична в индексальном знаке, но навязана, предписана в
знаке-
символе. В иконическом знаке, присущее ему действительное, фактическое
сходство находит свой логически предсказуемый коррелят в предписанном
сходстве, характерном для “искусства”, и именно по этой причине, встраивается в
целое, которое теперь уже навсегда является четырехчастным единством
семиотических способов образования знака”.
В искусстве, в процессе выполнения ритуала, при играх и при
некоторых
патологических состояниях психики люди пользуются иконическими знаками как
знаками-символами, и знаками-символами - не как условными, а как присущими
самой природе явлениями.
В большинстве знаков присутствуют все три полюса: индексальный,
иконический и символический, но есть знаки, в которых один из этих полюсов
выражен сильнее других. Такие знаки можно определить
как
1) знаки-индексы - они имеют в виду отношения между формой и содержанием,
создаваемые на основе их существующей в действительности, фактической
смежности; 2) в случае иконических знаков отношение между означаемым и
означающим осуществляется за счёт фактического сходства; 3) знак-символ
образует отношение между означающим и означаемым на основе предписанной,
конвенциональной, условной смежности. “Лучший”,
по мнению Пирса, такой знак, в
котором иконическая, индексальная и символическая части “равномерно
перемешаны”.
Приведём примеры знаков, в которых один из полюсов выражен сильнее
других, но другие полюсы тоже присутсвуют. Типичный знак-индекс ( он несёт
также иконическую и символическую часть) - знак в виде нарисованной руки, он как
бы “говорит”: “Вот!
То, что Вы ищите, находится там, куда указывает эта рука”.
Иконический знак - икона с изображением Спасителя, обращаясь с молитвой к
иконе, верующие обращаются к божеству. Изображение на иконе - портретное
31
Шейкин А.Г. Знак. // Культурология. ХХ век. ...С. 127.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- …
- следующая ›
- последняя »