Антропология. Владимирова Э.Д. - 52 стр.

UptoLike

Составители: 

52
в уже осознанную и теоретическую рефлексию... Сознательная установка на
периферийность по отношению к обществу в целом, в том числе и к его морали,
всегда порождала пристальный интерес и кпограничной нравственности”. <...>
Феномен де Сада [изучение человека методами экспериментальной физиологии]
заново переосмысливается и предстаёт уже не только как аморальное явление, но
и
какжажда эксперимента, искус любопытства и познания, часто любой ценой и в
любой ранее считавшейся запретной, табуированной области”.
78
Во внимании к
ранее запретному, осознаваемому с известной степенью болезненности, как ни
пародоксально, проявляется гуманизм постструктурализма: запретное в человеке,
считающеесянеприличным иподрывным” (прежде всего сексуальность и
агрессия), вытесняемое и подавляемое в отдельной личности во имя безопасного
существования общества в целом, становится объектом внимания и изучения, так
как мир и
субъект объявляются равными по ценности: “И я - урод, и счастье сотен
тысяч / Не ближе мне пустого счастья ста?” ( Б. Пастернак). Такой подход основан
не навознесении отдельной личности, а на представлении о том, что общество
состоит из отдельных личностей. Безликиемассыитолпыобретают очертания
отдельных человеческих лиц.
Английский исследователь
Р. Янг пишет: “Постструктурализм,
следовательно, предполагает перенос акцента со смысла на игровое действие,
или с обозначаемого на означающее. Он может рассматриваться с точки зрения
того, как предпосылки постструктурализма отвергают любое однозначное или
истинное его определение. В самом общем виде он предполагает критику
метафизики (понятий причинности, личности, субъекта и истины), теории
знака и
признание психоаналитических модусов мышления. Короче, можно сказать, что
постструктурализм расщепляет благостное единство стабильного знака и
целостного субъекта. В этом отношении теоретическими источниками
теоретических ссылок постструктурализма лучше всего могут быть работы Фуко,
Лакана и Дерриды, которые разными путями довели структурализм до его
пределов”.
79
См. структурализм, знак, метафора, метонимия.
Пресапиенсы (лат. пре - перед + сапиенс) - ранние формы неандертальцев
довюрмского времени. См. оледенения эпохи плейстоцена.
Приматы (от лат. приматес - первенствующие) - обезьяны, представители отряда
Primates, включающего подотряды полуобезьян (лемуров и долгопятов) и высших
(человекоподобных) обезьян. Иногда в отряд приматов включают в качестве
подотряда древесных насекомоядных -
тупай, которые по особенностям анатомии
и физиологии близки к насекомоядным, но по иммунологическим и биохимическим
параметрам обнаруживают близкое сходство с остальными приматами.
80
Примитивное общество (от лат. примитивус - примитивный, самый ранний) -
современное общество первобытного типа. Термин отражает специфику
эволюционного направления в этнологии. По словам К.Леви-Строса, эволюционное
направление представляет западную цивилизациюкак наиболее продвинутый тип
эволюции человеческих сообществ, а первобытные группы - какпережитки
предыдущих этапов, логическая квалификация которых послужит тем самым
выяснению порядка их возникновения во времени. Однако задача не столь проста:
эскимосы, искусные в изготовлении орудий, очень примитивны с точки зрения их
78
Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада.
1998. С. 22.
79
Цит по: Ильин И. Постмодернизм... С. 47.
80
Фридман Э.П. Приматы.Современые полуобезьяны, обезьяны и человек. М.: Наука, 1979. С. 66 - 69.