Антропология. Владимирова Э.Д. - 54 стр.

UptoLike

Составители: 

54
полагается следствием мыслительного содержания, он обладает определённой
долей самостоятельности”.<...>“Речь идёт не о локальных открытиях, но об
изобретении нового мира, новой среды обитания, новых желаний на фоне
усталости и исчерпанности уже не работающих деконструируемых структур”.
85
Отечественный культуролог И.Ильин утверждает, что смысл деконструкции
какспецифической методологии исследования текста заключается в выявлении
внутренней противоречивости текста, “в обнаружении в нём скрытых и
незамеченныхостаточных смыслов”, доставшихся в наследие от речевых практик
прошлого, закреплённых в языке в форме неосознаваемых мыслительных
стереотипов, которые в свою очередь столь же
бессознательно и независимо от
автора текста трансформируются под воздействием языковых клише его эпохи.
Всё это и приводит к возникновению в тексте так называемыхнеразрешимостей”,
т.е. внутренних логических тупиков, как бы изначально присущих природе
языкового текста, когда автор думает, что отстаивает одно, а на деле получается
нечто совсем другое. Выявить эти
неразрешимости”, сделать их предметом
тщательного исследования и является задачей деконструктивистского критика”.
86
Примером техники деконструкции может послужить предложенный
французским лингвистом Жаком Дерридойанализ традиционных бинарных
оппозиций, в которых левосторонний термин претендует на привилегированное
положение, отрицая притязание на такое же положение со стороны
правостороннего термина, от которого он зависит. Цель анализа здесь состоит не в
том, чтобы поменять местами ценности бинарной оппозиции, а
скорее в том, чтобы
нарушить или уничтожить их противостояние, релятивизировав [показав
относительность] их отношения”.
87
Например, студентка может сказать преподавателю, что она не могла
достаточно подготовиться к экзамену, потому что у неё есть маленький ребёнок.
Студентка выстраивает оппозицию: маленький ребёнок - слабая подготовка к
экзамену. Построение такой структуры несёт защитную функцию, студентка
скрывает от самой себя неспособность организовать подготовку к экзамену,
поддерживая при этом образ заботливой
мамы. Кроме того, налицовызов
преподавателю, который, как кажется студентке, принижает безусловную ценность
ухоженного и необойдённого вниманием матери ребёнка, тем, что подчёркивает
необходимость добросовестной подготовки к экзамену. Деконструкция в данном
случае заключалась бы в донесении до сознания студентки, что причинно-
следственная зависимость между наличием ребёнка и плохой подготовкой к
экзамену
существует лишь в её воображении и носит функцию психологической
защиты.
См. ассоциация, бессознательное, постструктурализм.
Раса (от фр. рас - род, племя, порода) - “исторически сложившаяся группа людей,
имеющих сходные, передаваемые по наследству внешние признаки (цвет кожи,
волос, глаз, форма носа и губ, пропорции тела и т.д.). Выделяют четыре больших
расы
: негроидную, австралоидную, европеоидную и монголоидную. (**)
Представители всех рас современного человека относятся к одному
биологическому виду - Homo sapiens. Основанием для установления видового
единства человечества служитвозможность образования плодовитых помесей
между наиболее далёкими формами”.
88
Континуальность, плавность перехода
расовых признаков людей такова, что можно построить сплошной ряд из
представителей разных рас, ведущий оттипичногофенотипа одной расы к
типичному фенотипу любой другой расы. Непрерывность перехода одних
85
Маньковская Н.Б. Деконструкция. // Культурология. ХХ век. ... С.94-97.
86
Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада. 1996. С.3-4.
87
Там же. С. 178.
88
Бунак В.В. Указ. соч. С. 216.