Антропология. Владимирова Э.Д. - 56 стр.

UptoLike

Составители: 

56
Речь - “вид коммуникативной деятельности человека; общение, опосредованное
языком” (**).
Ритуал (от лат. ритуалис - обрядовый) - совокупность обрядных действий, “одна
из форм символического действия, выражающего связь субъекта с системой
социальных отношений и ценностей, проявляющаяся в регламентированной
последовательности действий”.(**).
Антрополог В. Тернер определил ритуал какстереотипную
последовательность действий, охватывающих жесты, слова и объекты,
исполняемые
на специально подготовленном месте и предназначенные для
воздействия на сверхъестетсвенные силы или существа в интересах и целях
исполнителей; ритуалы могут быть сезонными, зависящими от обстоятельств, по
случаю бедствия, гадания, церемонии посвящения, жертвоприношения”.
Важнейшим фактором, связанным с сущностью ритуала, является язык,
прежде всего язык мифа, развитие речевого общения, изобразительного
искусства, пения
, танцев. Возникновение и развитие речевого общения,
изобразительного искусства, пения, танцев в первобытном обществе связывают с
исполнением охотничьего ритуала, в котором принимала участие вся группа.
Функции ритуала: регламентирует социальное поведение индивида; обучает своих
участников различать сакральное и профанное; регулирует взаимоотношения
людей с сакральным , служа мостом перехода от профанного к сакральному и
обратно; выражает кульминацию священного; ритуалы перехода облегчают
индивидууму трудности адаптации к новой социальной роли”.
90
Ритуализация - символический процесс превращения неадаптивного поведения в
социально санкционированную, упорядоченную форму. Ритуализованное
поведение содержит индексальные, иконические или символические указания на
первоначальное поведение и может бытьпрочитано как текст. См. знак,
деструктивное поведение.
Род - “1. Группа кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка
по одной линии (материнской или отцовской), носящих общее
родовое имя. 2. Ряд
поколений, происходящих от одного общего предка, а также вообще поколение”.
(**).
Родовое общество - форма социальности, при которой родовые отношения в
основном совпадают с производственными. Родовое общество появилось в период
перехода от древнего палеолита к позднему палеолиту первоначально в форме
материнской родовой общины, сменившей праобщину (первобытное стадо).
По
мнению В.П.Алексеева и А.И.Першица,
91
возникновение новой общественной
организации в виде материнского рода в период верхнего палеолита определялось
следующими основными обстоятельствами:
1) Развитие производительных сил сделало возможным существование
относительно постоянных хозяйственных коллективов, сменивших аморфную
праобщину с её неустойчивой структурой. С другой стороны, трудовая
деятельность как деятельность знаковая требовала преемственности в
использовании орудий и навыков труда. 2) Осознание
общности интересов в
форме родства при низком уровне развития общества являлось основой для
упрочения социальных связей. 3) Наиболее стабильной частью социумов времен
палеолита были женщины, “игравшие исключительную роль в заботе о потомстве и
ведении домашнего хозяйства”. <...> 4) “При нестабильности гаремных семей и при
90
Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология
религии. Ростов-на-Дону : Феникс. 1996. с. 658 - 659.
91
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.: Высшая школа, 1990. С. 159.