Антропология. Владимирова Э.Д. - 57 стр.

UptoLike

Составители: 

57
неупорядоченности полового общения, а, следовательно, неопределённости
отцовства, отношения родства должны были начать осознаваться как родство
между потомками одной матери, т.е. строиться по материнской женской линии. В
силу всего этого упорядоченной формой организации общества, которая в конце
концов сменила праобщину, был коллектив сородичей, связанный общим
происхождением по материнской линии, т.е
. материнский род”.
Авторы не разделяют принятую некоторыми антропологами точку зрения
на то, что материнский и отцовский роды зарождались параллельно. Первенство
материнского рода доказывается известным этнографии множеством фактов
перехода от материнского счёта родства к отцовскому и отсутствием обратного
перехода. “В подавляющем большинстве отцовско-родовых обществ
засвидетельствованы пережитки материнского рода, обратная же
картина никогда
не наблюдалась”.<...>В пользу первенства материнского рода свидетельствуют
данные приматологии о социальных группировках вокруг матери в стадах высших
обезьян, “из чего следует, что представления о материнском родстве должны
были намного опережать представления о родстве отцовском. Другое дело, что у
ряда наиболее отсталых племён материнский счёт родства вследствие ряда
причин очень рано сменился отцовским; это особый сложный вопрос, который не
следует смешивать с вопросом о первоначальной форме рода”. См. первобытное
стадо.
Сакральный ( лат. сакрум - священный). 1) В первобытном мышлении
сакральными выступают предметы, явления или люди, которыене подчиняются
хаосу, то есть случайностям, грозящим непредвиденной опасностью, но
существуют в сфере
причинно-следственных отношений. Сакральные предметы и
людиупорядочены в результате выполнения ритуала и вследствие особых
священных свойств способны передавать причинно-следственные отношения
своему окружению. Аналогичную природу имеют магические действия и
предохранительные навязчивые действия, выполняемые при некоторых
психических расстройствах. Антоним сакральному - профанный. 2) Подчинённый
религиозному влиянию. См. ритуализация.
Сапиенс (лат. сапиенс
- разумный) - Человек разумный, иногда употребляющееся
в антропологической литературе название представителей обоих подвидов вида
Homo sapiens: ныне живущего подвида Homo sapiens sapiens и вымершего подвида
Homo sapiens neanderthalensis.
Сапиентация - процесс эволюционного развития вида Homo sapiens,
заключительная эволюционная стадия очеловечивания, приведшая к появлению
неандертальца и неоантропа.
Свертывание - процесс, происходящий при развитии высших психических
функций, превращение внешнего действия в знак,
управляющий поведением.
Семиотика ( гр. семиотос - обозначенный) - “наука о знаках и знаковых системах. а
также о естественных и искусственных языках как знаковых системах.
Основоположником семиотики является американский логик Чарльз Пирс (1839 -
1914). Семиотика изучает виды знаков (буквы, слова, графические изображения,
сигналы и т.п.), закономерности их сочетания в различных системах”.
92
Основные аспекты семиотики - синтактика, семантика и прагматика.
Синтактика (гр. синтаксис - составление) изучает синтаксис различных знаковых
систем, т.е. структуру сочетаний знаков и правила их образования и
преобразования (код) безотносительно к их значениям и каким бы то ни было
92
Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. С. 526.