Инстинкт. Владимирова Э.Д. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

психогидравлической модели К.Лоренца. “По мнению Фрейда, внутренним фактором,
действующим в организме с самого рождения, является энергия полового влечения, или
драйва”, которую он назвал либидо. Подавляемые влечения входят вбольшой резервуар
того, что составляет источник всех желаний. Желания могут быть осуществлены только в том
случае, если часть психики, ответственная за
приспособление человека к реальному
существованию и называемая ЭГО, не сопротивляется им.
Сопротивление ЭГО происходит потому, что (1) реализация влечения (драйва) может
помешать адаптации индивидуума, или же потому, что (2) моральный цензор, или часть
психики, называемая СУПЕР-ЭГО, не позволяет реализовать влечение”.
Влечение может быть даже никогда не осознано или вторично вытеснено в
бессознательную часть психики, если этого требуют культурные запреты. Такими запретами в
нашем обществе являются, например, запреты на сексуальные чувства вне брака,
гомосексуальные и разрушительно-агрессивные представления (“неприличныеиподрывные
представления).
По Фрейду, культурные запреты мешают свободному расходованию энергии и часто
порождают плохо осознаваемое чувство стеснения, приводящее к беспокойству и
агрессивности
. Чтобы дать выход заблокированной энергии, наиболее здоровым полагается
обращение к приемлемым для общества действиям. Так, разочарованный влюбленный может
направить энергию либидо на служение гуманистическим идеалам, а может обратить ее в
агрессивность по отношению к окружающим, пишет Годфруа.
В работеВлечения и их судьба”, Фрейд следующим образом разделяет инстинкт и
рефлекс
: “ Влечения, или инстинкты, производят раздражения внутри организма. Рефлексы же
есть реакция на раздражения, исходящие из внешней среды. Внешнее раздражение действует
как единый толчок, оно может быть устранено бегством от источника раздражения. Влечение
же, напротив, никогда не производит действия мгновенного толчка, а всегда - постоянной силы.
Так как оно действует не извне,
а изнутри организма, против него не в силах помочь никакое
бегство.”
19
Если провести параллель между представленным в этом отрывке толкованием
инстинкта и толкованием инстинкта с этологической точки зрения, то можно увидеть, что
понятиюинстинктв работе Фрейда соответствует понятиеэнергия инстинкта”, как оно дано
у К.Лоренца и Н.Тинбергена.
Представления Фрейда и его последователей, касающиеся инстинктов человека.
проанализировал современный психоаналитик
Ч.Райкрофт.
20
Обратимся к его работе
Критический словарь психоанализа”.
Райкрофт считает, что под инстинктом, согласно классической психоаналитической
теории, понимается врожденное, биологически детерминированное (определенное) побуждение
к действию.
Фрейд был сторонником дуалистической (основанной на двойственности) теории
инстинктов. Фрейд разделил все инстинкты на две группы: инстинкты Я (инстинкты ЭГО) и
половой инстинкт, соответствовавшие биологическим инстинктам самосохранения и
воспроизведения потомства. В поздних работах Фрейд выделял инстинкт жизни и инстинкт
смерти, которые противопоставлялись. Инстинкт жизни включает как сексуальные инстинкты,
так
и инстинкты самосохранения, а инстинкт смерти является стремлением к возврату в
неорганическое состояние. Проекцию (перенесение на другую плоскость) собственного
врожденного разрушительного влечения человека вовне психоанализ считает причиной
агрессии. Относительно инстинктов жизни и смерти, называемых так же ЛИБИДО и
МОРТИДО, или ЭРОСОМ и ТАНАТОСОМ, Фрейдом была разработана следующая схема.
Инстинкт имеет:
а) биологический источник; б) запас энергии этого источника; в) цель,
то есть осуществляет специфические для данного инстинкта действия, ведущие к его
удовлетворению и к разрядке заключенной в нем энергии; г) объект, в отношении которого цель
может быть достигнута.
Неудача в нахождении объекта и достижении инстинктивной цели ведет к увеличению
инстинктивного
напряжения, причем повышенное напряжение испытывается как страдание.
Это страдание ведет или к возрастанию активности в достижении разрядки, или к введению
психологических защитных механизмов для уменьшения напряжения.
19
Фрейд З. Художник и фантазирование ............
20
Райкрофт. Ч. Критический словрь психоанализа. Спб.: Изд-во Вост.-Европ. Инст-та
психоанализа. 1995. С. 56 - 59