Методы и алгоритмы обработки звуковых сигналов. Вологдин Э.И. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

Глава 1. Частотная коррекция
1.1. Введение
Под обработкой звукового сигнала понимается изменение его частотной или фазовой
характеристики, сужение или расширение динамического диапазона, применение ампли-
тудной, частотной или фазовой модуляции, удаление шумов, а также создание задержан-
ных по времени затухающих копий этого сигнала. Целью обработки могут быть как
чисто технические задачи, такие как согласование параметров сигнала с характеристиками
электроакустического тракта, так и художественные, определяемые звукорежиссером, в
частности, это могут различные звуковые эффекты (тремоло, вибрато, хор, эхо, ревербе-
рация и другие).
В настоящее время обработка звуковых сигналов производится преимущественно в
цифровом виде с помощью звуковых процессоров. Если раньше звуковые и радио студии
размещались на нескольких десятках квадратных метров, то теперь их может заменить
хороший компьютер, который по возможностям превосходит десять таких студий вместе
взятых, а по стоимости оказывается многократно дешевле одной студии. Это снимает
многие финансовые барьеры и делает звукозапись более доступной и профессионалу и
простому любителю.
Современное программное обеспечение позволяет осуществлять сколь угодно слож-
ные преобразования звуковых сигналов и создавать самые невероятные звуковые эф-
фекты. В аналоговой технике почти каждый отдельный звуковой эффект создается путем
использования отдельного устройства, когда каждое такое устройство может стоить очень
дорого. В цифровой технике качество обработки сигналов в них намного меньше зависит
от качества аппаратуры. Очень важно, что для различных манипуляций со звуком не тре-
буется постоянная смена оборудования, достаточно изменить программное обеспечение.
Именно поэтому цифровая техника уже сегодня почти полностью вытеснила из студий
старую аналоговую аппаратуру.
Механизмы цифровой обработки звука реализуются как в программном, так и
аппаратном исполнении. Наиболее часто обработка звука осуществляется с помощью
звуковых карт профессионального и бытового назначения с использованием звуковых
редакторов специального назначения. Наиболее широко применяется редактор Sound
Forge, имеющий наиболее большой пакет звуковых плагинов, пользуются большой
популярностью звуковые редакторы Cool Edit Pro и Steinberg WavLab. Особо высокое
качество обработки звука обеспечивает пакет плагинов Waves Platinum Native Bundle 4.
Обработка звукового сигнала может осуществляться в реальном времени или применяться
в отношении уже записанной фонограммы. Обработка фонограмм применяется на стадии
мастеринга или подготовки их к тиражированию, когда важна не быстрота, а скрупулезная
проработка всех нюансов звучания.
В настоящее время обычная песня “собирается” по частям, трек за треком: либо
несколько музыкантов играют каждый свою партию, либо это делает один музыкант
(играет за всех). Использование МИДИ cеквенсоров приводит к тому, что некоторые
треки не имеют ничего общего с исходным исполнением. Работа инженера и продюсера
состоит в том, чтобы собрать все эти пространственно-временные события и сделать из
них музыку, в которой каждая часть идеально подходит к другой. Чтобы сделать это,
нужно быть немного художником, немного ученым. Необходимо знать физические
основы осуществляемых преобразований и уметь грамотно пользоваться оборудованием.
Научный аспект работы состоит в том, чтобы знать, как соединить все в единую систему и
как управлять параметрами, влияющими на обработку звука. Художественный аспект
3