Слух и восприятие звука. Вологдин Э.И. - 25 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12. Маскировка во временной области
До сих пор мы определяли коэффициент маскировки в предположении, что
маскируемый и маскирующий звуки присутствуют одновременно. Однако, из-за
явления адаптации слуха возникают ситуации, когда достаточно громкие звуки
маскируют, делают практически неслышимыми, звуки, следующие за ними. В
некоторых случаях маскируются предшествующие звуки.
Такой вид маскировки, когда звуки не перекрываются по времени, называется
временной маскировкой. Она разделяется на предмаскировку и послемаскировку.
Послемаскировка проявляется на интервале времени 100–200 мс после окончания
маскирующего звука. Предмаскировка проявляется на значительно более короткие
временные интервалы около 10 мс. Длительность предмаскировки в очень сильной
степени зависит особенностей конкретных людей. По этой причине механизмы
временной маскировки при цифровом кодировании звука пока не используются.
Однако, звукорежиссерам эти механизмы надо знать.
Основные особенности временной маскировки:
послемаскировка более эффективна, чем предмаскировка,
более высокий уровень маскировки наблюдается при поступлении
маскирующего звука через короткий временной интервал вслед за маскируемым
звуком,
маскировка выражена сильнее когда маскирующий и маскируемый звуки
подаются в одно ухо,
уровень маскировки обычно резко падает при увеличении временного интервала
свыше 15 мс,
увеличение уровня интенсивности маскирующего звука на 10 дБ вызывает сдвиг
порога маскировки на 3 дБ,
длительность маскирующего звука влияет на степень предмаскировки, но не на
послемаскировку,
временная маскировка зависит от частотного соотношения маскирующего и
маскируемого звуков, маскировка проявляется сильнее, когда частоты этих
звуков близки.
13. Высота звука
Высотой звука называется субъективная количественная мера его ощущения,
для которого главным параметром раздражения является частота. Высотой
обладают только чистые тоны и периодические звуки, причем у последних высота
определяется частотой основного тона. Высота может в некоторой степени меняться от
громкости звука, его спектрального состава и длительности.
Музыкальный строй. В музыке система звуков, отобранных по высотному
признаку, называется звукорядом или музыкальным строем. Существуют два вида
музыкальных строев: слуховой отбор адовый, народный) и теоретический строй
(расчетный). Второй является общепризнанным. В основе этого строя лежит
особенность: при любом абсолютном значении частоты звука F одинаковые
относительные изменения частоты создают ощущение одинакового прироста
высоты. Например, изменение частоты со 132 до 264 Гц и с 524 до 1048 Гц
25