Слух и восприятие звука. Вологдин Э.И. - 26 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

воспринимается на слух как увеличение высоты тона на одну и ту же величину или на
один и тот же высотный интервал – октаву.
Октавой в музыке называется разница по высоте между двумя тонами, при
которой они воспринимаются как тождественные. Октава является основным
интервалом, определяющим периодичность музыкального строя. Помимо октавного
разбиения музыкальный строй разбивается на 3 регистра: низкий, средний и высокий.
Октава состоит из 7 основных тонов и 5 дополнительных всего 12. Они образуют
высотный интервал, называемый полутоном. Интервальные коэффициенты для
полутона и треть октавного звуков
h
12
= 2
1/12
= 1.06 ; h
з
= 2
1/3
= 1.26.
В электроакустике и аудиотехнике в основном используются октавные и
треть октавные шкалы частот. Это позволяет сразу по графикам АЧХ определять
крутизну среза фильтров в дБ/октаву. Частотный интервал в октавах
n = 3.33 lg ( F
В
/F
Н
).
Если задано число октав n, то
(F
В
/F
Н
) = 2
n
.
Таким образом, восприятие высоты тона пропорционально логарифму
изменения частоты звука.
Мелодическая высота тона. Проведенные недавно исследования показали, что
область пригодности логарифмического закона ограничена третьей октавой (1048
Гц). Выше этой частоты надо увеличивать интервальные коэффициенты и тем больше,
чем больше высота тона. Поэтому различают два вида октав: гармоническую (точно
по формулам) и мелодическую, когда октава определяется на слух.
До частоты 500 Гц мелодические октавы не отличаются от гармонических. Свыше
500 Гц мелодическая октава не равна отношению частот 1:2 и в верхней части
диапазона составляет 1:10. Поэтому в качестве субъективной единицы высоты
тона была принята величина мел. При этом условились, что 315 Гц соответствуют
315 мел. Зависимость между этими величинами линейная примерно до 2000 Гц
(рис. 22). Дальше эта зависимость становится резко нелинейной и высота тона в мелах
не превышает 3000.
Высота тона в барках. Высоту тона можно также определять путем измерения
порога слышимости при маскировке по частотным группам. При увеличении любой
частоты на частотную группу приводит к возрастанию высоты тона на 1 барк
26