Слух и восприятие звука. Вологдин Э.И. - 27 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

или 100 мел. График рис. 22 можно использовать для перехода от частотной шкалы
высоты тона в герцах к шкале высоты тона звука в барках.
14. Нелинейность слуха. Субъективные гармоники.
Слуховой аппарат человека является нелинейной системой. Нелинейность слуха
проявляется в том, что при громких звуках в слуховом аппарате возникают
гармоники: 2, 3 и вплоть до 9 (рис. 23). Эти гармоники называются субъективные, так
как их нет в исходном звуке.
Пока уровень звукового давления не превышает 40 дБ субъективные нелинейные
искажения не возникают. При увеличении уровня интенсивности первичного тона
свыше 60 дБ величина субъективных гармоник резко возрастает до 10…50% и может
превысить интенсивность основного тона. Это имеет существенное значение для
восприятия низких частот 16…100 Гц. Предполагается, что звуки с частотой ниже 100
Гц воспринимаются не сами по себе, а из-за создаваемых ими гармоник, т.е. из-за
нелинейности слуха.
Субъективные гармоники 2, 3, 4 и 5 порядков не приводят к заметному
ухудшению качества звучания, они только меняют тембр. Благодаря ним звучание
часто становится лучше. Гармоники более высокого порядка, особенно нечетные,
заметно ухудшают качество звучания. Еще до войны фирма Филипс разработала
малогабаритный ламповый радиоприемник, в котором хорошо воспроизводились
низкие частоты. Это достигалось за счет введения "синусоидальных" нелинейных
искажений – второй и третьей гармон
15. Тембр звука
Тембром звука называется его особая окраска, позволяющая отличить данный
звук от других звуков такой же высоты и громкости. Тембр это субъективная
качественная характеристика звука. На тембр оказывают влияние следующие факторы:
Спектр звука. Музыкальные звуки являются периодическими колебаниями, спектр
которых дискретен и содержит кроме основного тона ряд обертонов (гармоники).
Количество обертонов и соотношение их амплитуд является наиболее важным
фактором, определяющим тембр звука.
Установлено, что обертоны выше 8 не улучшают тембр. Пере-груженность
обертонами создает ощущение тяжести звучания. Чрезмерная обедненность состава
обертонов приводит к бесцветности тембра.
27