ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
209
скую» и «умозрительную», он смотрит на события в свете хри-
стианского знания человека, который в «эмпирическом» состоя-
нии нуждается в Спасении, и «разузнает провиденциальный
строй фактической истории и ее деталей»
197
. В начале ХХ в. оте-
чественная историческая мысль стояла на грани создания собст-
венной философии истории. Отголоски этого начавшегося, но не
набравшего полной силы процесса мы находим в работах
Г.В. Флоровского и Л.П. Карсавина
198
.
Современное значение наследия дореволюционной исто-
рической науки по изучению проблем истории раннего христи-
анства определяется не только тем, что оно способно сущест-
венно облегчить труд по интерпретации древних источников.
Освоение уникального опыта теоретико-методологических по-
исков, которые велись российской историко-философской мыс-
лью на протяжении второй половины ХIХ – начала
ХХ в., может
содействовать появлению современных концепций, основанных
на аутентичном прочтении истории христианства.
197
Флоровский Г.В. Затруднения историка-христианина // Флоровский Г.В.
Вера и культура: Избранные труды по богословию и философии. СПб., 2002.
С. 707.
198
Карсавин Л.П. Философия истории. Берлин, 1923; Карсавин Л.П. Цер-
ковь, личность, государство. Париж, 1927.
210
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ
ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ»
1. Характеристика направления отечественной историо-
графии второй половины ХIХ – начала ХХ в., занимавшегося
проблемами истории древней церкви.
2. Общие концептуальные положения «истории гонений»
и ее авторские варианты в отечественной историографии второй
половины ХIХ – начала ХХ в.
3. Причины гонений на христиан в Римской империи и их
трактовки в трудах отечественных
историков церкви.
4. Период существования истории христианства «под по-
кровом дозволенной религии» в освещении церковных источни-
ков и историографии.
5. Законодательство Антонинов (Траян, Адриан, Антонин
Пий) и положение христианства в Римской империи II в.
6. Марк Аврелий и его отношение к христианству в оцен-
ках отечественной историографии второй половины ХIХ – нача-
ла
ХХ в.
7. Значение религиозных законодательных актов первой
половины III в. в истории церковно-государственных отноше-
ний.
8. Государственный характер гонений второй половины
III в. и их последствия для положения христианской церкви в
Римской империи.
9. Причины, характер и итоги гонения Диоклетиана и его
преемников в начале IV в. в оценках церковной историографии.
10. Вопрос
об обращении Константина Великого в христи-
анство в освещении отечественной историографии второй поло-
вины ХIХ – начала ХХ в.
11. Проблема Миланского эдикта и его церковно-истори-
ческое значение.
12. Этапы, характер и итоги религиозной политики Кон-
стантина Великого.
13. Церковная политика Константина Великого и ее исто-
рическое значение.
скую» и «умозрительную», он смотрит на события в свете хри- ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ стианского знания человека, который в «эмпирическом» состоя- ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ нии нуждается в Спасении, и «разузнает провиденциальный ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ» строй фактической истории и ее деталей»197. В начале ХХ в. оте- чественная историческая мысль стояла на грани создания собст- 1. Характеристика направления отечественной историо- венной философии истории. Отголоски этого начавшегося, но не графии второй половины ХIХ – начала ХХ в., занимавшегося набравшего полной силы процесса мы находим в работах проблемами истории древней церкви. Г.В. Флоровского и Л.П. Карсавина198. 2. Общие концептуальные положения «истории гонений» Современное значение наследия дореволюционной исто- и ее авторские варианты в отечественной историографии второй рической науки по изучению проблем истории раннего христи- половины ХIХ – начала ХХ в. анства определяется не только тем, что оно способно сущест- 3. Причины гонений на христиан в Римской империи и их венно облегчить труд по интерпретации древних источников. трактовки в трудах отечественных историков церкви. Освоение уникального опыта теоретико-методологических по- 4. Период существования истории христианства «под по- исков, которые велись российской историко-философской мыс- кровом дозволенной религии» в освещении церковных источни- лью на протяжении второй половины ХIХ – начала ХХ в., может ков и историографии. содействовать появлению современных концепций, основанных 5. Законодательство Антонинов (Траян, Адриан, Антонин на аутентичном прочтении истории христианства. Пий) и положение христианства в Римской империи II в. 6. Марк Аврелий и его отношение к христианству в оцен- ках отечественной историографии второй половины ХIХ – нача- ла ХХ в. 7. Значение религиозных законодательных актов первой половины III в. в истории церковно-государственных отноше- ний. 8. Государственный характер гонений второй половины III в. и их последствия для положения христианской церкви в Римской империи. 9. Причины, характер и итоги гонения Диоклетиана и его преемников в начале IV в. в оценках церковной историографии. 10. Вопрос об обращении Константина Великого в христи- анство в освещении отечественной историографии второй поло- вины ХIХ – начала ХХ в. 11. Проблема Миланского эдикта и его церковно-истори- ческое значение. 197 12. Этапы, характер и итоги религиозной политики Кон- Флоровский Г.В. Затруднения историка-христианина // Флоровский Г.В. Вера и культура: Избранные труды по богословию и философии. СПб., 2002. стантина Великого. С. 707. 13. Церковная политика Константина Великого и ее исто- 198 Карсавин Л.П. Философия истории. Берлин, 1923; Карсавин Л.П. Цер- рическое значение. ковь, личность, государство. Париж, 1927. 209 210