ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
207
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно положениям, обоснованным в отечественной ис-
ториографии второй половины ХIХ – начала ХХ в., отношения
христианской церкви и государства на протяжении I–IV вв. пре-
терпевали существенные изменения. Изначально статус христи-
анской церкви в языческой империи диктовался нормами рим-
ского религиозного права, формальная сторона которого обеспе-
чила относительно свободное распространение христианства
в
империи, но по существу ставило его вне закона. Успехи рас-
пространения христианства, противопоставившего государству
церковную организацию и отторгавшего подданных от «отече-
ской» римской религии, заставили римских императоров изда-
вать законы, определявшие правовое положение новой религии,
а с середины III в., на фоне политического кризиса империи, от-
крыть всеобщее и систематическое преследование
ее последова-
телей. Эпоха «великих гонений» завершилась в начале IV в. пол-
ной победой «внутреннего убеждения над внешнем принужде-
нием», признанием за христианством статуса «дозволенной ре-
лигии» эдиктом Галерия 311 г.
С изданием в 313 г. Миланского эдикта, воплотившего но-
вое направление религиозной политики римского государства,
за христианской церковью были признаны права юридического
лица. Согласно классическому церковно-историческому воззре-
нию, этим актом были заложены основы союза церкви и государ-
ства. Религиозно-политическая деятельность Константина Вели-
кого, направленная на ограничение язычества и возвышение
христианства, а также придание церкви вероисповедного един-
ства, имела целью создание нового типа государственности –
христианской империи. На протяжении 40–60-х гг. IV в., с
раз-
решением внутрицерковного и политического кризиса, создают-
ся предпосылки для конструктивных отношений между церко-
вью и государством. К концу IV в. происходит законодательное,
каноническое и практическое оформление принципов церковно-
государственного союза. Под покровительством государства к
этому времени завершается в общих чертах процесс христиани-
зации всех сторон общественной и частной жизни Римской
им-
208
перии, закладывается церковно-политический фундамент буду-
щей Византийской империи.
Наиболее плодотворное изучение проблемы церковно-
государственных отношений в Римской империи I–IV вв. в оте-
чественной историографии второй половины ХIХ – начала ХХ в.
осуществлялось представителями церковно-исторической науки.
На базе сформировавшихся исследовательских школ, отличав-
шихся своеобразием теоретико-методологических принципов,
выделилось два основных направления
изучения проблемы: ис-
торико-каноническое, консервативное по общему характеру воз-
зрений (А.П. Лебедев, Ф.А. Курганов, П.В. Гидулянов и др.) и
историко-критическое (В.В. Болотов, А.А. Спасский, А.И. Брил-
лиантов, Н.Ф. Чернявский, А.В. Карташев и др.), в рамках кото-
рого с позиции исторической
критики были пересмотрены мно-
гие традиционные положения церковной историографии.
Вклад историков светского направления в изучение про-
блемы отношений христианской церкви и государства в Рим-
ской империи отразился в систематических курсах и обобщаю-
щих трудах по истории Византии. Эти работы, прежде всего
фундаментальная «История Византийской империи» Ф.И. Ус-
пенского, сыграли важную
роль в осмыслении принципов цер-
ковно-государственного устройства, сформировавшегося в IV в.,
как последующего основания византинизма.
На примере изучения одной из ключевых проблем церков-
ной истории мы можем констатировать в качестве определяю-
щей особенности российской церковно-исторической науки
цельное научно-религиозное мировоззрение, гармонично соче-
тающее ортодоксально-православные воззрения и строгий науч-
ный подход. Центром научных интересов церковных историков
являлась область историко-богословская, в отношении которой
«внешняя» истории церкви зачастую выступала в качестве вто-
ростепенного аспекта. Понимание истории не замыкалось в рам-
ках позитивистских представлений, доминировавших в историо-
графии рубежа ХIХ–ХХ вв. Историко-богословский подход тре-
бовал проникновения в суть
предмета исследования. Г.В. Фло-
ровский в свое время определил специфику работы церковного
историка следующим образом: разделяя историю «эмпириче-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ перии, закладывается церковно-политический фундамент буду- щей Византийской империи. Согласно положениям, обоснованным в отечественной ис- Наиболее плодотворное изучение проблемы церковно- ториографии второй половины ХIХ – начала ХХ в., отношения государственных отношений в Римской империи I–IV вв. в оте- христианской церкви и государства на протяжении I–IV вв. пре- чественной историографии второй половины ХIХ – начала ХХ в. терпевали существенные изменения. Изначально статус христи- осуществлялось представителями церковно-исторической науки. анской церкви в языческой империи диктовался нормами рим- На базе сформировавшихся исследовательских школ, отличав- ского религиозного права, формальная сторона которого обеспе- шихся своеобразием теоретико-методологических принципов, чила относительно свободное распространение христианства в выделилось два основных направления изучения проблемы: ис- империи, но по существу ставило его вне закона. Успехи рас- торико-каноническое, консервативное по общему характеру воз- пространения христианства, противопоставившего государству зрений (А.П. Лебедев, Ф.А. Курганов, П.В. Гидулянов и др.) и церковную организацию и отторгавшего подданных от «отече- историко-критическое (В.В. Болотов, А.А. Спасский, А.И. Брил- ской» римской религии, заставили римских императоров изда- лиантов, Н.Ф. Чернявский, А.В. Карташев и др.), в рамках кото- вать законы, определявшие правовое положение новой религии, рого с позиции исторической критики были пересмотрены мно- а с середины III в., на фоне политического кризиса империи, от- гие традиционные положения церковной историографии. крыть всеобщее и систематическое преследование ее последова- Вклад историков светского направления в изучение про- телей. Эпоха «великих гонений» завершилась в начале IV в. пол- блемы отношений христианской церкви и государства в Рим- ной победой «внутреннего убеждения над внешнем принужде- ской империи отразился в систематических курсах и обобщаю- нием», признанием за христианством статуса «дозволенной ре- щих трудах по истории Византии. Эти работы, прежде всего лигии» эдиктом Галерия 311 г. фундаментальная «История Византийской империи» Ф.И. Ус- С изданием в 313 г. Миланского эдикта, воплотившего но- пенского, сыграли важную роль в осмыслении принципов цер- вое направление религиозной политики римского государства, ковно-государственного устройства, сформировавшегося в IV в., за христианской церковью были признаны права юридического как последующего основания византинизма. лица. Согласно классическому церковно-историческому воззре- На примере изучения одной из ключевых проблем церков- нию, этим актом были заложены основы союза церкви и государ- ной истории мы можем констатировать в качестве определяю- ства. Религиозно-политическая деятельность Константина Вели- щей особенности российской церковно-исторической науки кого, направленная на ограничение язычества и возвышение цельное научно-религиозное мировоззрение, гармонично соче- христианства, а также придание церкви вероисповедного един- тающее ортодоксально-православные воззрения и строгий науч- ства, имела целью создание нового типа государственности – ный подход. Центром научных интересов церковных историков христианской империи. На протяжении 40–60-х гг. IV в., с раз- являлась область историко-богословская, в отношении которой решением внутрицерковного и политического кризиса, создают- «внешняя» истории церкви зачастую выступала в качестве вто- ся предпосылки для конструктивных отношений между церко- ростепенного аспекта. Понимание истории не замыкалось в рам- вью и государством. К концу IV в. происходит законодательное, ках позитивистских представлений, доминировавших в историо- каноническое и практическое оформление принципов церковно- графии рубежа ХIХ–ХХ вв. Историко-богословский подход тре- государственного союза. Под покровительством государства к бовал проникновения в суть предмета исследования. Г.В. Фло- этому времени завершается в общих чертах процесс христиани- ровский в свое время определил специфику работы церковного зации всех сторон общественной и частной жизни Римской им- историка следующим образом: разделяя историю «эмпириче- 207 208
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 102
- 103
- 104
- 105
- 106
- …
- следующая ›
- последняя »