ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
205
целом
193
. Взаимосвязь и тесная взаимообусловленность религи-
озной и политической жизни империи, как мы видели, были ха-
рактерным явлением первых веков становления христианской
государственности. Отсюда вполне естественен «прагматиче-
ский» интерес императоров к христианской религии. Благо веры
и государства мыслилось ими нераздельно. В своей политике
Феодосий Великий выступает как здравый, христиански мысля-
щий
государь, для которого нет ничего важнее, как упрочить
государство и дать церкви одно догматическое учение. Таким
образом, «языческие» представления о связи церкви и государ-
ства уже не являлись таковыми по своей сути, хотя их законода-
тельное и практическое осуществление имеет близкую аналогию
с нормами римского права.
Необходимо подчеркнуть и тот факт
, зачастую упускаемый
современными историками, что царствование Феодосия Велико-
го в церковно-каноническом отношении обнимает не только то,
что сделал сам император в этой области, но и все, что находила
необходимым совершить церковь для улучшения своего право-
вого положения и утверждения православия. Политика Феодо-
сия Великого не была отвлеченным продуктом его
гения, она
имела твердые исторические основания в предыдущей практике
церковно-государственных отношений и напрямую обусловли-
валась потребностями эпохи. Именно общность интересов церк-
ви и государства обеспечила верховной власти незыблемый про-
текторат в церковных делах, что и явилось характерным призна-
ком так называемого византинизма. Венцом религиозно-полити-
ческой деятельности Феодосия стало завершение
процесса, на-
чатого другими христианскими императорами: формирования
автокефальной Восточной православной церкви как государст-
венной.
Итак, важнейшим историческим итогом IV в. явилось
формирование церковно-государственных оснований будущей
Восточной империи как христианской. С завершением эпохи
Феодосия Великого заканчивается IV в. и начинается история
193
См., например: Барсов Т.В. Об участии государственной власти в деле ох-
ранения вселенской церкви и ее веры // Христианское чтение. 1877. Май–июнь.
С. 814.
206
Византийской империи. Процессы религиозные, политические и
экономические поразительным образом совпали к этому рубежу.
После победы христианства над язычеством на Западе кризис
империи становится неотвратимым, и никакие попытки импера-
торов V в. не в состоянии были предотвратить крах античного
мира. По словам современного историка, «старая религия гибла
вместе со старой империей, новая религия
победила раньше, чем
погиб старый мир, но в недрах его она готовила новые порядки,
новый образ жизни и мысли»
194
.
Византийская культура стала великим синтезом, в кото-
рый включились все творческие традиции прошлого. Это был
«новый» эллинизм – христианизированный, как бы «воцерков-
ленный»
195
. Причем совершение органического синтеза культур,
по мысли Л.П. Карсавина, с необходимостью сопровождалось
разрушением, так как только «через страдание дается понимание
разрушаемого»
196
. В этой борьбе прошло первых четыре века
христианства, завершившихся к концу IV в. серьезным преобра-
зованием как духовных, так и политических оснований Римской
империи. С этого момента начинается стремительный рост мо-
гущества православной церкви, которая становится в культурно-
историческом плане хранительницей того, что было ей воспри-
нято от античного мира. С
падением Западной Римской империи
на Византию были перенесены исторические права Рима, это
окончательно укрепило представление о ее особом провиденци-
альном предназначении и определило ее место во всемирной
истории.
194
Казаков М.М. Епископ и империя. Амвросий Медиоланский и Римская
империя в IV в. Смоленск, 1995. С. 270.
195
Флоровский Г. Христианство и цивилизация // Флоровский Г. Вера и
культура: избранные труды по богословию и философии. СПб., 2002. С. 642.
196
Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995. С. 24.
целом193. Взаимосвязь и тесная взаимообусловленность религи- Византийской империи. Процессы религиозные, политические и озной и политической жизни империи, как мы видели, были ха- экономические поразительным образом совпали к этому рубежу. рактерным явлением первых веков становления христианской После победы христианства над язычеством на Западе кризис государственности. Отсюда вполне естественен «прагматиче- империи становится неотвратимым, и никакие попытки импера- ский» интерес императоров к христианской религии. Благо веры торов V в. не в состоянии были предотвратить крах античного и государства мыслилось ими нераздельно. В своей политике мира. По словам современного историка, «старая религия гибла Феодосий Великий выступает как здравый, христиански мысля- вместе со старой империей, новая религия победила раньше, чем щий государь, для которого нет ничего важнее, как упрочить погиб старый мир, но в недрах его она готовила новые порядки, государство и дать церкви одно догматическое учение. Таким новый образ жизни и мысли»194. образом, «языческие» представления о связи церкви и государ- Византийская культура стала великим синтезом, в кото- ства уже не являлись таковыми по своей сути, хотя их законода- рый включились все творческие традиции прошлого. Это был тельное и практическое осуществление имеет близкую аналогию «новый» эллинизм – христианизированный, как бы «воцерков- с нормами римского права. ленный»195. Причем совершение органического синтеза культур, Необходимо подчеркнуть и тот факт, зачастую упускаемый по мысли Л.П. Карсавина, с необходимостью сопровождалось современными историками, что царствование Феодосия Велико- разрушением, так как только «через страдание дается понимание го в церковно-каноническом отношении обнимает не только то, разрушаемого»196. В этой борьбе прошло первых четыре века что сделал сам император в этой области, но и все, что находила христианства, завершившихся к концу IV в. серьезным преобра- необходимым совершить церковь для улучшения своего право- зованием как духовных, так и политических оснований Римской вого положения и утверждения православия. Политика Феодо- империи. С этого момента начинается стремительный рост мо- сия Великого не была отвлеченным продуктом его гения, она гущества православной церкви, которая становится в культурно- имела твердые исторические основания в предыдущей практике историческом плане хранительницей того, что было ей воспри- церковно-государственных отношений и напрямую обусловли- нято от античного мира. С падением Западной Римской империи валась потребностями эпохи. Именно общность интересов церк- на Византию были перенесены исторические права Рима, это ви и государства обеспечила верховной власти незыблемый про- окончательно укрепило представление о ее особом провиденци- текторат в церковных делах, что и явилось характерным призна- альном предназначении и определило ее место во всемирной ком так называемого византинизма. Венцом религиозно-полити- истории. ческой деятельности Феодосия стало завершение процесса, на- чатого другими христианскими императорами: формирования автокефальной Восточной православной церкви как государст- венной. Итак, важнейшим историческим итогом IV в. явилось формирование церковно-государственных оснований будущей Восточной империи как христианской. С завершением эпохи Феодосия Великого заканчивается IV в. и начинается история 194 Казаков М.М. Епископ и империя. Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV в. Смоленск, 1995. С. 270. 193 195 См., например: Барсов Т.В. Об участии государственной власти в деле ох- Флоровский Г. Христианство и цивилизация // Флоровский Г. Вера и ранения вселенской церкви и ее веры // Христианское чтение. 1877. Май–июнь. культура: избранные труды по богословию и философии. СПб., 2002. С. 642. 196 С. 814. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995. С. 24. 205 206
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 101
- 102
- 103
- 104
- 105
- …
- следующая ›
- последняя »