Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 101 стр.

UptoLike

Составители: 

201
ковной над светской, учения церковного над принципами обще-
ственно-политической жизни». Государство, по словам И.И. Со-
колова, на протяжении IV в. преобразуется в «теократическую
монархию, в котором государственный принцип становится дей-
ственным лишь в той мере, в какой проникается учением церк-
ви, а носитель светской власти не может стоять впереди пред
-
ставителя власти церковной»
185
.
Религиозно-философские аспекты проблемы отношений
церкви и государства рассматривались в начале ХХ в. Л.П. Кар-
савиным. Основываясь на противопоставлении Царства Божье-
го, где идеи церкви и государства совпадают, и «эмпирического
мира» с его разделением «Божьего» и «кесарева», Карсавин
главной целью «эмпирического государства» называл его оцер-
ковление. С этой точки
зрения симфония церкви и государства
мыслится состоянием идеальным, но не идиллическим, посколь-
ку моменты наибольшего приближения к ней существовали в
истории
186
. Таким образом, приведенные высказывания отража-
ют общехристианский взгляд на взаимоотношения церкви и го-
сударства.
В трудах Н.Ф. Чернявского, А.В. Карташева, Ф.И. Успен-
ского, А.А. Васильева представлена иная оценка итогов церков-
но-государственных отношений в раннехристианской империи.
Используя сравнительно-исторический подход, историки нахо-
дили в них своеобразную
христианскую трансформацию рим-
ской государственной системы. Феодосий Великий придержи-
вался типичного древнеримского взгляда на религиозно-полити-
ческое единство как опору могущества государства. Отсюда
борьба за ортодоксию против ересей и язычества. Подчеркива-
лись сугубо прагматические, политические мотивы религиозной
политики императора. Значение же христианской церкви и рели-
гии при этом определялось только мерой
ее соответствия ука-
занному идеалу единства и целостности. Влияние христианской
идеологии в общем виде отмечалось в придании идее Римской
империи провиденциального, вселенского характера и предна-
185
Соколов И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении. С. 9.
186
Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство. Париж, 1927. С. 5–17,
22–24.
202
значения. Характерно, что суждения указанных церковных исто-
риков и византинистов здесь практически совпадали.
Справедливо отмеченная связь политического строя им-
перской государственности с требованием унификации религи-
озной жизни, возможно, под влиянием зарубежных исследовате-
лей, у некоторых авторов упрощенно трактовалась как прямое
приложение юридических норм и обычаев языческой империи к
организации христианского государства
(П. Лашкарев, К.Н. Ус-
пенский, Б.М. Мелиоранский)
187
. Христианство, по их мнению,
всего лишь заняло в империи то место, которое некогда принад-
лежало римскому государственному культу. Как следствие, хри-
стианская церковь при Феодосии полностью подчиняется госу-
дарству (цезарепапизм), высокие идеи христианства подвергают-
ся профанации и преследование иноверия ведется теми же мето-
дами, как некогда преследовались христиане. Описание меха-
низма отношений между церковным и государственным инсти-
тутами, таким образом, исчерпывалось изучением мотивов, ме-
тодов и результатов религиозной политики христианских импе-
раторов. При таком положении церкви и ее представителям от-
водилась пассивная роль, что, конечно, не соответствовало ис-
торическим реалиям.
Большинство отечественных историков опровергали опре-
деление церковно-государственных отношений в Восточной
Римской и Византийской империи как «цезарепапизм». Это по-
ложение западной историографии считали основанным на лож-
ных посылках (католическом идеале отношений церкви и госу-
дарства) и не соответствующим действительности. Доказыва-
лось, что отождествление церковной и государственной власти
императора, а церковной иерархии с церковью было противно не
только христианским представлениям, но и
духу римского пра-
ва, которое отличало государство от носителя государственной
власти
188
.
187
Мелиоранский Б.М. Из лекций по историиС. 87; Успенский К.Н. Очер-
ки по истории Византии. С. 59.
188
Ср.: Курганов Ф.А. Византийский идеал царя и царстваС. 4–5; Гиду-
лянов П.В. Восточные патриархиС. 46–48; Суворов Н.С. Предисловие // Ма-
ковной над светской, учения церковного над принципами обще-                   значения. Характерно, что суждения указанных церковных исто-
ственно-политической жизни». Государство, по словам И.И. Со-                  риков и византинистов здесь практически совпадали.
колова, на протяжении IV в. преобразуется в «теократическую                         Справедливо отмеченная связь политического строя им-
монархию, в котором государственный принцип становится дей-                   перской государственности с требованием унификации религи-
ственным лишь в той мере, в какой проникается учением церк-                   озной жизни, возможно, под влиянием зарубежных исследовате-
ви, а носитель светской власти не может стоять впереди пред-                  лей, у некоторых авторов упрощенно трактовалась как прямое
ставителя власти церковной»185.                                               приложение юридических норм и обычаев языческой империи к
      Религиозно-философские аспекты проблемы отношений                       организации христианского государства (П. Лашкарев, К.Н. Ус-
церкви и государства рассматривались в начале ХХ в. Л.П. Кар-                 пенский, Б.М. Мелиоранский)187. Христианство, по их мнению,
савиным. Основываясь на противопоставлении Царства Божье-                     всего лишь заняло в империи то место, которое некогда принад-
го, где идеи церкви и государства совпадают, и «эмпирического                 лежало римскому государственному культу. Как следствие, хри-
мира» с его разделением «Божьего» и «кесарева», Карсавин                      стианская церковь при Феодосии полностью подчиняется госу-
главной целью «эмпирического государства» называл его оцер-                   дарству (цезарепапизм), высокие идеи христианства подвергают-
ковление. С этой точки зрения симфония церкви и государства                   ся профанации и преследование иноверия ведется теми же мето-
мыслится состоянием идеальным, но не идиллическим, посколь-                   дами, как некогда преследовались христиане. Описание меха-
ку моменты наибольшего приближения к ней существовали в                       низма отношений между церковным и государственным инсти-
истории186. Таким образом, приведенные высказывания отража-                   тутами, таким образом, исчерпывалось изучением мотивов, ме-
ют общехристианский взгляд на взаимоотношения церкви и го-                    тодов и результатов религиозной политики христианских импе-
сударства.                                                                    раторов. При таком положении церкви и ее представителям от-
      В трудах Н.Ф. Чернявского, А.В. Карташева, Ф.И. Успен-                  водилась пассивная роль, что, конечно, не соответствовало ис-
ского, А.А. Васильева представлена иная оценка итогов церков-                 торическим реалиям.
но-государственных отношений в раннехристианской империи.                           Большинство отечественных историков опровергали опре-
Используя сравнительно-исторический подход, историки нахо-                    деление церковно-государственных отношений в Восточной
дили в них своеобразную христианскую трансформацию рим-                       Римской и Византийской империи как «цезарепапизм». Это по-
ской государственной системы. Феодосий Великий придержи-                      ложение западной историографии считали основанным на лож-
вался типичного древнеримского взгляда на религиозно-полити-                  ных посылках (католическом идеале отношений церкви и госу-
ческое единство как опору могущества государства. Отсюда –                    дарства) и не соответствующим действительности. Доказыва-
борьба за ортодоксию против ересей и язычества. Подчеркива-                   лось, что отождествление церковной и государственной власти
лись сугубо прагматические, политические мотивы религиозной                   императора, а церковной иерархии с церковью было противно не
политики императора. Значение же христианской церкви и рели-                  только христианским представлениям, но и духу римского пра-
гии при этом определялось только мерой ее соответствия ука-                   ва, которое отличало государство от носителя государственной
занному идеалу единства и целостности. Влияние христианской                   власти188.
идеологии в общем виде отмечалось в придании идее Римской
империи провиденциального, вселенского характера и предна-
                                                                                  187
                                                                                      Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории… С. 87; Успенский К.Н. Очер-
   185
       Соколов И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении. С. 9.   ки по истории Византии. С. 59.
   186                                                                            188
       Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство. Париж, 1927. С. 5–17,           Ср.: Курганов Ф.А. Византийский идеал царя и царства… С. 4–5; Гиду-
22–24.                                                                        лянов П.В. Восточные патриархи… С. 46–48; Суворов Н.С. Предисловие // Ма-

                                   201                                                                           202