ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
197
общую цель – приумножение церкви, законодательство же про-
тив отступников служило ее сохранению
172
.
Характер методов борьбы Феодосия с ересями и язычест-
вом предопределил разные оценки этих двух направлений его
религиозной политики. Как правило, достаточно строго осужда-
лась насильственные и жестокие меры против еретиков, особен-
но запреты на свободу слова, собраний и ограничение прав лич-
ности. Н.Ф. Чернявский неоднократно указывал на нетерпи-
мость,
произвол и насилие как негативные черты антиеретичес-
кой деятельности Феодосия
173
. А.А. Спасский и А.В. Карташев
писали, что Феодосий в своем преследовании ересей фактически
вернулся к религиозному принуждению языческой империи
174
.
Методы борьбы Феодосия с язычеством оценивались не-
однозначно. С одной стороны, историки указывали на их жесто-
кость, порицали уничтожение памятников зодчества и предме-
тов культа, ограничение свободы совести
175
. С другой стороны,
подчеркивалось, что, преследуя язычество как фактор государ-
ственной жизни, Феодосий не подражал борьбе языческих импе-
раторов с христианством: он «ни разу не заставил ни одного
язычника пытками принять христианство»
176
. В. Кипарисов и
вовсе не находил в методах борьбы Феодосия с язычеством сис-
темы гонений, считая, что свобода язычников при «приумноже-
нии церкви» не нарушалась радикально, хотя у них были доста-
точные основания «трепетать» перед законами христианского
императора
177
.
Вместе с тем, оценивая итоги борьбы Феодосия Великого
с язычеством, большинство историков рубежа ХIХ–ХХ вв. при-
знавали ее прогрессивное значение и разделяли мнение древних
172
Кипарисов В. Указ. соч. С. 278, 289.
173
Там же. С. 456–457, 463.
174
Спасский А.А. История догматических движений…С. 640–641; Карта-
шев А. В. Вселенские соборы. С. 149.
175
Кипарисов В. Указ. соч. С. 264–267; Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 621,
623; 678; Кулаковский Ю.А. История Византии. С. 144–145; Успенский Ф.И.
История византийской империи. С. 102; Васильев А.А. История византийской
империи. С. 138.
176
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 681.
177
Кипарисов В. Указ. соч. С. 291–292.
198
христианских авторов об окончательном торжестве христианст-
ва над язычеством к концу IV в.
178
Язычество, конечно, не могло
быть уничтожено законодательными мерами, требовалось время,
чтобы люди, воспитанные в нем, изменили свое мировоззрение.
Только через тридцать лет после издания закона, окончательно
упразднившего язычество, Феодосий II выражал уверенность,
что в его государстве не осталось ни одного язычника
179
. Но ес-
ли Феодосий Великий не уничтожил язычество окончательно, то
лишил его жизненной силы: запретил внешние формы выраже-
ния языческого культа и поставил его вне закона.
Достижение абсолютного религиозного единства по суще-
ству своему является целью недостижимой. Надо думать, что
Феодосий Великий, искушенный политик практического плана,
прекрасно это понимал, что
не мешало ему добиваться единства
церковно-политического. Его борьба с ересями и языческим куль-
том, которая базировалась на каноническом и юридическом их
противопоставлении православию, явилась выражением важного
этапа становления нового типа государственности – православ-
ной христианской империи.
Эпоха Феодосия Великого получила основательное осве-
щение в отечественной историографии второй половины ХIХ –
начала
ХХ в., что позволило определить главные исторические
итоги церковно-государственных отношений к концу IV в.
3. Итоги церковно-государственных отношений IV в.
в оценках историков конца ХIХ – начала ХХ в.
К концу IV в. в общих чертах завершилось создание той
системы церковно-государственных отношений, основы которой
были заложены при Константине Великом. Церковно
-полити-
ческая деятельность двух императоров обозначила важнейший
этап становления православной христианской империи, в рамках
178
См., например: Курганов Ф.А. Отношения… С. 51; Терновский Ф.А. Гре-
ковосточная церковь… С. 130–131; Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 680; Успен-
ский К.Н. Очерки по истории Византии. М., 1917. Ч. 1. С. 59; Успенский Ф.И.
Указ. соч. С. 102; Васильев А.А. Указ. соч. С. 139.
179
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 679–680.
общую цель – приумножение церкви, законодательство же про- христианских авторов об окончательном торжестве христианст- тив отступников служило ее сохранению172. ва над язычеством к концу IV в.178 Язычество, конечно, не могло Характер методов борьбы Феодосия с ересями и язычест- быть уничтожено законодательными мерами, требовалось время, вом предопределил разные оценки этих двух направлений его чтобы люди, воспитанные в нем, изменили свое мировоззрение. религиозной политики. Как правило, достаточно строго осужда- Только через тридцать лет после издания закона, окончательно лась насильственные и жестокие меры против еретиков, особен- упразднившего язычество, Феодосий II выражал уверенность, но запреты на свободу слова, собраний и ограничение прав лич- что в его государстве не осталось ни одного язычника179. Но ес- ности. Н.Ф. Чернявский неоднократно указывал на нетерпи- ли Феодосий Великий не уничтожил язычество окончательно, то мость, произвол и насилие как негативные черты антиеретичес- лишил его жизненной силы: запретил внешние формы выраже- кой деятельности Феодосия173. А.А. Спасский и А.В. Карташев ния языческого культа и поставил его вне закона. писали, что Феодосий в своем преследовании ересей фактически Достижение абсолютного религиозного единства по суще- вернулся к религиозному принуждению языческой империи174. ству своему является целью недостижимой. Надо думать, что Методы борьбы Феодосия с язычеством оценивались не- Феодосий Великий, искушенный политик практического плана, однозначно. С одной стороны, историки указывали на их жесто- прекрасно это понимал, что не мешало ему добиваться единства кость, порицали уничтожение памятников зодчества и предме- церковно-политического. Его борьба с ересями и языческим куль- тов культа, ограничение свободы совести175. С другой стороны, том, которая базировалась на каноническом и юридическом их подчеркивалось, что, преследуя язычество как фактор государ- противопоставлении православию, явилась выражением важного ственной жизни, Феодосий не подражал борьбе языческих импе- этапа становления нового типа государственности – православ- раторов с христианством: он «ни разу не заставил ни одного ной христианской империи. язычника пытками принять христианство»176. В. Кипарисов и Эпоха Феодосия Великого получила основательное осве- вовсе не находил в методах борьбы Феодосия с язычеством сис- щение в отечественной историографии второй половины ХIХ – темы гонений, считая, что свобода язычников при «приумноже- начала ХХ в., что позволило определить главные исторические нии церкви» не нарушалась радикально, хотя у них были доста- итоги церковно-государственных отношений к концу IV в. точные основания «трепетать» перед законами христианского императора177. 3. Итоги церковно-государственных отношений IV в. Вместе с тем, оценивая итоги борьбы Феодосия Великого в оценках историков конца ХIХ – начала ХХ в. с язычеством, большинство историков рубежа ХIХ–ХХ вв. при- знавали ее прогрессивное значение и разделяли мнение древних К концу IV в. в общих чертах завершилось создание той системы церковно-государственных отношений, основы которой 172 Кипарисов В. Указ. соч. С. 278, 289. были заложены при Константине Великом. Церковно-полити- 173 174 Там же. С. 456–457, 463. ческая деятельность двух императоров обозначила важнейший Спасский А.А. История догматических движений…С. 640–641; Карта- этап становления православной христианской империи, в рамках шев А. В. Вселенские соборы. С. 149. 175 Кипарисов В. Указ. соч. С. 264–267; Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 621, 178 623; 678; Кулаковский Ю.А. История Византии. С. 144–145; Успенский Ф.И. См., например: Курганов Ф.А. Отношения… С. 51; Терновский Ф.А. Гре- История византийской империи. С. 102; Васильев А.А. История византийской ковосточная церковь… С. 130–131; Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 680; Успен- империи. С. 138. ский К.Н. Очерки по истории Византии. М., 1917. Ч. 1. С. 59; Успенский Ф.И. 176 Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 681. Указ. соч. С. 102; Васильев А.А. Указ. соч. С. 139. 177 179 Кипарисов В. Указ. соч. С. 291–292. Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 679–680. 197 198
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 97
- 98
- 99
- 100
- 101
- …
- следующая ›
- последняя »