Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 98 стр.

UptoLike

Составители: 

195
вали на поспешное крещение, приводившее к тому, что неофиты
не скоро освобождались от своих языческих привычек; на со-
блазн материальных и социальных преимуществ, которые дава-
ло христианство
167
. Но эти факты говорят только о внешних по-
водах, а не внутренних причинах к отступничеству. Между тем
эпоха Феодосия Великого, как и весь IV в., является переходной
в истории религиозной мысли. Моменты успеха и неудачи в
борьбе язычества и христианства, перевес той или другой рели-
гии в государстве и обусловливали как
приток язычников в хри-
стианство, так и отлив христиан в язычество, а внешние меры,
которыми насаждалось христианство, только облегчали переход
к язычеству. Таким образом, в развитии явления отступничества
значительную роль играл фактор политический. Эпоха гонений
на православных при Констанции и Валенте, взаимные пресле-
дования христиан также вызывали неуверенность у нетвердых в
вере, а политическая нестабильность провоцировала изменение
религиозных настроений у лиц с неопределенным мировоззре-
нием
168
.
Феодосий Великий первым из христианских государей об-
ратил внимание на явление отступничества и совершенно ло-
гично рассудил, что если изгонять языческие культы, то следует
карать и всякого христианина, примкнувшего к идолослужению.
Здесь он в очередной раз продемонстрировал свою последова-
тельность и принципиальность. Несмотря на то, что забота о
предупреждении фактов
отступничества и мерах наказания за
это религиозное преступление входили в круг церковной дисци-
плины, он сделал их предметом государственного законодатель-
ства. Строжайшая кара, по мнению Феодосия, должна была сыг-
рать роль «действительной дезинфекции в деле предупреждения
заразы язычества»
169
.
В нескольких эдиктах (381, 383 г., для Западав 391 г.),
изданных против отступников, проводится одна и та же мера
наказания. Христианин, сделавшийся язычником, уравнивается с
167
Там же. С. 674; Кипарисов В. Указ. соч. С. 282–284.
168
На политические причины апостасии указывали: Кипарисов В. Указ. соч.
С. 284–285; Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 675.
169
Там же. С. 675–676.
196
еретиком и лишается части прав римского гражданина (jus tes-
tandi) – меры борьбы с отступниками диктовались теми же сооб-
ражениями, что и борьба с язычеством. Оставляя христианство,
отступники, по воззрению христианского императора, оставляли
и христианское государство и потому становились столько же
врагами государства, сколько и церкви
170
.
Итак, деятельность Феодосия Великого против язычников
проявились в двух формах: 1) уничтожение языческого культа,
2) ограждение христиан от возможного перехода в язычество.
Если в первом случае он продолжил политику Констанция, то во
второмстал первым императором, который восполнил пробел,
существовавший во всех законах против язычества.
О целях, какие преследовал Феодосий, издавая законы
против язычников, «из первых рук» мы судить не можем, по-
скольку не находим подобных указаний в документах. Только со
слов древних историков мы знаем, что назначением этих законов
было распространение христианства среди язычников. В этом
отношении показательно, что Феодосий принципиально разде-
лял методы «убеждения», применяемые к еретикам и язычни-
кам,
исходя из различного определения их государственного
статуса. Преследуя еретиков, он вел борьбу с противогосударст-
венным элементом. В борьбе с ересями страдают не только ор-
ганизации еретиков, но и личность еретика через ограничение
гражданских прав и свобод. Отношение к язычникам на фоне
антиеретической борьбы выглядит более гуманным именно по-
тому, что император
борется с языческим культом посредством
запрета разных его форм, не касаясь личности язычника.
На существенное различие религиозно-политических воз-
зрений Феодосия на ереси и язычество указывал Н.Ф. Черняв-
ский
171
, хотя это принципиальное замечание не получило разви-
тия в сравнительном анализе антиеретической и антиязыческой
политики императора. В. Кипарисов считал, что законодательст-
во Феодосия в отношении еретиков и язычников преследовало
170
Кипарисов В. О свободе совести. С. 280–281.
171
Чернявский Н.Ф. Император Феодосий ВеликийС. 415–420.
вали на поспешное крещение, приводившее к тому, что неофиты                    еретиком и лишается части прав римского гражданина (jus tes-
не скоро освобождались от своих языческих привычек; на со-                     tandi) – меры борьбы с отступниками диктовались теми же сооб-
блазн материальных и социальных преимуществ, которые дава-                     ражениями, что и борьба с язычеством. Оставляя христианство,
ло христианство167. Но эти факты говорят только о внешних по-                  отступники, по воззрению христианского императора, оставляли
водах, а не внутренних причинах к отступничеству. Между тем                    и христианское государство и потому становились столько же
эпоха Феодосия Великого, как и весь IV в., является переходной                 врагами государства, сколько и церкви170.
в истории религиозной мысли. Моменты успеха и неудачи в                               Итак, деятельность Феодосия Великого против язычников
борьбе язычества и христианства, перевес той или другой рели-                  проявились в двух формах: 1) уничтожение языческого культа,
гии в государстве и обусловливали как приток язычников в хри-                  2) ограждение христиан от возможного перехода в язычество.
стианство, так и отлив христиан в язычество, а внешние меры,                   Если в первом случае он продолжил политику Констанция, то во
которыми насаждалось христианство, только облегчали переход                    втором – стал первым императором, который восполнил пробел,
к язычеству. Таким образом, в развитии явления отступничества                  существовавший во всех законах против язычества.
значительную роль играл фактор политический. Эпоха гонений                            О целях, какие преследовал Феодосий, издавая законы
на православных при Констанции и Валенте, взаимные пресле-                     против язычников, «из первых рук» мы судить не можем, по-
дования христиан также вызывали неуверенность у нетвердых в                    скольку не находим подобных указаний в документах. Только со
вере, а политическая нестабильность провоцировала изменение                    слов древних историков мы знаем, что назначением этих законов
религиозных настроений у лиц с неопределенным мировоззре-                      было распространение христианства среди язычников. В этом
нием168.                                                                       отношении показательно, что Феодосий принципиально разде-
      Феодосий Великий первым из христианских государей об-                    лял методы «убеждения», применяемые к еретикам и язычни-
ратил внимание на явление отступничества и совершенно ло-                      кам, исходя из различного определения их государственного
гично рассудил, что если изгонять языческие культы, то следует                 статуса. Преследуя еретиков, он вел борьбу с противогосударст-
карать и всякого христианина, примкнувшего к идолослужению.                    венным элементом. В борьбе с ересями страдают не только ор-
Здесь он в очередной раз продемонстрировал свою последова-                     ганизации еретиков, но и личность еретика через ограничение
тельность и принципиальность. Несмотря на то, что забота о                     гражданских прав и свобод. Отношение к язычникам на фоне
предупреждении фактов отступничества и мерах наказания за                      антиеретической борьбы выглядит более гуманным именно по-
это религиозное преступление входили в круг церковной дисци-                   тому, что император борется с языческим культом посредством
плины, он сделал их предметом государственного законодатель-                   запрета разных его форм, не касаясь личности язычника.
ства. Строжайшая кара, по мнению Феодосия, должна была сыг-                           На существенное различие религиозно-политических воз-
рать роль «действительной дезинфекции в деле предупреждения                    зрений Феодосия на ереси и язычество указывал Н.Ф. Черняв-
заразы язычества»169.                                                          ский171, хотя это принципиальное замечание не получило разви-
      В нескольких эдиктах (381, 383 г., для Запада – в 391 г.),               тия в сравнительном анализе антиеретической и антиязыческой
изданных против отступников, проводится одна и та же мера                      политики императора. В. Кипарисов считал, что законодательст-
наказания. Христианин, сделавшийся язычником, уравнивается с                   во Феодосия в отношении еретиков и язычников преследовало
   167
        Там же. С. 674; Кипарисов В. Указ. соч. С. 282–284.
   168
        На политические причины апостасии указывали: Кипарисов В. Указ. соч.
                                                                                 170
С. 284–285; Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 675.                                         Кипарисов В. О свободе совести. С. 280–281.
    169                                                                          171
        Там же. С. 675–676.                                                            Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Великий… С. 415–420.

                                    195                                                                           196