Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 97 стр.

UptoLike

Составители: 

193
Великого с язычеством, лишавшего его самой возможности су-
ществования
157
.
Хотя эпицентр борьбы государства с язычеством во время
Феодосия приходится на Восток, она широкой волной переда-
лась и на Запад, где наиболее ярко выразилась в деле об алтаре
Победы, удаленном из сената при Грациане. Деятельность сена-
та в силу традиций идеологически и процессуально была связана
с культом богини Виктории, поэтому
приказ Грациана показался
язычникам посягательством на само священное установление
империи. Сенат направил к императору делегацию во главе с
известным ритором Симмахом. Ф.И. Успенский приводит его
записку, адресованную преемнику Грациана Валентиниану, как
памятник, отражающий умонастроение языческой партии, назы-
вая ее «последней песней умирающего язычества»
158
. Как из-
вестно, Амвросий Медиоланский убедил императора не оказы-
вать пощады язычеству, и ходатайство сената осталось без удов-
летворения
159
. После этого случая борьба языческой римской
аристократии в Риме за языческий культ сосредоточилась в деле
возвращения алтаря Победы, ставшего «палладиумом языческой
веры»
160
. Так, на Западе главным местом борьбы становится
Рим, а защитниками старого культапотомки древних патрици-
ев, отстаивавшие свои религиозно-политические права.
Феодосий Великий сталкивался с западным язычеством
несколько раз. В 387 г., находясь в Риме после победы над дик-
татором Максимом, он отказался удовлетворить требования се-
наторов, ответив посольству лаконично, но
сильно: «Вы не пред-
ставляете собою сената»
161
. Затем 24 февраля 391 г. на Западе
издается эдикт, запретивший жертвоприношения. По стилю, ха-
рактеру определяемых наказаний этот указ, несмотря на спор-
ность его датировки, отечественные историки считали делом
157
Ср.: Кипарисов В. Указ. соч. С. 275–276; Чернявский Н.Ф. Указ. соч.
С. 647; Успенский Ф.И. История византийской империи. С. 102; Васильев А.А.
История византийской империи. С. 138.
158
Успенский Ф.И. Указ. соч. С. 97–101.
159
Там же. С. 101.
160
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 651; См. сходные комментарии данного
сюжета: Васильев А.А. Указ. соч. С. 138–139.
161
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 655.
194
Феодосия, хотя бы и в смысле его влияния на Валентиниана
162
. В
393 г. Феодосий вернулся на Запад в связи с политическим пере-
воротом Арбогаста и Евгения, при которых язычество в Риме
было восстановлено, а алтарь Победы возвращен в сенат. Поход
Феодосия на Рим в 393 г. преследовал целью не только низло-
жение тирана, он стал крестовым походом христианского импе-
ратора с целью
подавления военной силой языческого культа.
Сам Феодосий, по мнению Н.Ф. Чернявского, именно так смот-
рел на свою миссию
163
.
Древние авторы сообщают, что после победоносного сра-
жения 5 сентября 394 г. Феодосий прибыл в сенат и склонил его
к признанию христианства государственной религией
164
. Обра-
щение римского сената нанесло окончательное поражение язы-
ческой партии и стало логическим завершением политики Фео-
досия в отношении западного язычества. Его военные и полити-
ческие победы подорвали языческую веру в силу богов и заста-
вили многих язычников принять христианство. Политика Фео-
досия, нетерпимая к языческому культу, прибавила элемент стра-
ха и довершила дело. Сенаторы обратились ко Христу, и это об-
стоятельство открыло путь массе для перехода в христианство
165
.
Характерно, что в борьбе с язычеством на Западе Феодо-
сий ограничился «почти только законодательными мерами»
166
,
которые к тому же носили случайный характер, были данью об-
стоятельствам и времени. Целью политики Феодосия против
язычества на Западе являлось уничтожение язычества посредст-
вом сохранения законов Грациана, которые его уже достаточно
обессилили.
Отдельным пунктом религиозно-политической деятельно-
сти Феодосия Великого является законодательство по вопросу
об отступниках. Явление «апостасии», столь
обычное и естест-
венное в первые времена христианства, не исчезло и во время
Феодосия. Среди причин, поддерживавших его, историки указы-
162
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 658; Успенский Ф.И. Указ. соч. С. 101.
163
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 665.
164
Там же. С. 667; Кипарисов В. Указ. соч. С. 289.
165
Цит. по: Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 671.
166
Там же. С. 672.
Великого с язычеством, лишавшего его самой возможности су-                    Феодосия, хотя бы и в смысле его влияния на Валентиниана162. В
ществования157.                                                               393 г. Феодосий вернулся на Запад в связи с политическим пере-
       Хотя эпицентр борьбы государства с язычеством во время                 воротом Арбогаста и Евгения, при которых язычество в Риме
Феодосия приходится на Восток, она широкой волной переда-                     было восстановлено, а алтарь Победы возвращен в сенат. Поход
лась и на Запад, где наиболее ярко выразилась в деле об алтаре                Феодосия на Рим в 393 г. преследовал целью не только низло-
Победы, удаленном из сената при Грациане. Деятельность сена-                  жение тирана, он стал крестовым походом христианского импе-
та в силу традиций идеологически и процессуально была связана                 ратора с целью подавления военной силой языческого культа.
с культом богини Виктории, поэтому приказ Грациана показался                  Сам Феодосий, по мнению Н.Ф. Чернявского, именно так смот-
язычникам посягательством на само священное установление                      рел на свою миссию163.
империи. Сенат направил к императору делегацию во главе с                            Древние авторы сообщают, что после победоносного сра-
известным ритором Симмахом. Ф.И. Успенский приводит его                       жения 5 сентября 394 г. Феодосий прибыл в сенат и склонил его
записку, адресованную преемнику Грациана Валентиниану, как                    к признанию христианства государственной религией164. Обра-
памятник, отражающий умонастроение языческой партии, назы-                    щение римского сената нанесло окончательное поражение язы-
вая ее «последней песней умирающего язычества»158. Как из-                    ческой партии и стало логическим завершением политики Фео-
вестно, Амвросий Медиоланский убедил императора не оказы-                     досия в отношении западного язычества. Его военные и полити-
вать пощады язычеству, и ходатайство сената осталось без удов-                ческие победы подорвали языческую веру в силу богов и заста-
летворения159. После этого случая борьба языческой римской                    вили многих язычников принять христианство. Политика Фео-
аристократии в Риме за языческий культ сосредоточилась в деле                 досия, нетерпимая к языческому культу, прибавила элемент стра-
возвращения алтаря Победы, ставшего «палладиумом языческой                    ха и довершила дело. Сенаторы обратились ко Христу, и это об-
веры»160. Так, на Западе главным местом борьбы становится                     стоятельство открыло путь массе для перехода в христианство165.
Рим, а защитниками старого культа – потомки древних патрици-                         Характерно, что в борьбе с язычеством на Западе Феодо-
ев, отстаивавшие свои религиозно-политические права.                          сий ограничился «почти только законодательными мерами»166,
       Феодосий Великий сталкивался с западным язычеством                     которые к тому же носили случайный характер, были данью об-
несколько раз. В 387 г., находясь в Риме после победы над дик-                стоятельствам и времени. Целью политики Феодосия против
татором Максимом, он отказался удовлетворить требования се-                   язычества на Западе являлось уничтожение язычества посредст-
наторов, ответив посольству лаконично, но сильно: «Вы не пред-                вом сохранения законов Грациана, которые его уже достаточно
ставляете собою сената»161. Затем 24 февраля 391 г. на Западе                 обессилили.
издается эдикт, запретивший жертвоприношения. По стилю, ха-                          Отдельным пунктом религиозно-политической деятельно-
рактеру определяемых наказаний этот указ, несмотря на спор-                   сти Феодосия Великого является законодательство по вопросу
ность его датировки, отечественные историки считали делом                     об отступниках. Явление «апостасии», столь обычное и естест-
   157
                                                                              венное в первые времена христианства, не исчезло и во время
        Ср.: Кипарисов В. Указ. соч. С. 275–276; Чернявский Н.Ф. Указ. соч.   Феодосия. Среди причин, поддерживавших его, историки указы-
С. 647; Успенский Ф.И. История византийской империи. С. 102; Васильев А.А.
История византийской империи. С. 138.
    158                                                                         162
        Успенский Ф.И. Указ. соч. С. 97–101.                                        Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 658; Успенский Ф.И. Указ. соч. С. 101.
    159                                                                         163
        Там же. С. 101.                                                             Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 665.
    160                                                                         164
        Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 651; См. сходные комментарии данного          Там же. С. 667; Кипарисов В. Указ. соч. С. 289.
                                                                                165
сюжета: Васильев А.А. Указ. соч. С. 138–139.                                        Цит. по: Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 671.
    161                                                                         166
        Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 655.                                          Там же. С. 672.

                                   193                                                                            194