ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
189
Политика Феодосия в отношении язычества разделялась
Н.Ф. Чернявским на три периода, каждый из которых, по его
мнению, являлся подготовительной ступенью к последующему.
Первый период – 379–381 гг. – сохранение паритета религий.
Второй период – 381–385 гг. – первый этап борьбы Феодосия с
язычеством, совершавшийся в относительно мягкой форме, в
рамках законодательства Валентиниана и Валента
140
.
Установить причину последовавшего в 385 г. поворота
Феодосия к более решительным мерам против язычников не по-
зволяли источники. Историки оказывались в сфере предположе-
ний. В. Кипарисов считал, что отношение Феодосия к язычеству
изменяется после смерти Грациана (384 г.)
141
. Действительно, в
области религиозной политики с этого времени Феодосий начи-
нает действовать более свободно. Но хорошо известно, что Гра-
циан сам принимал меры по ограничению язычества и ересей.
Более того, в сфере религиозной политики Феодосия можно счи-
тать его непосредственным преемником.
По мнению Н.Ф. Чернявского, «последней каплей», утвер-
дившей
императора в необходимости активизировать преследо-
вание язычества, стало раскрытие в начале 385 г. заговора, уча-
стники которого готовили покушение на императора, проследив
судьбу царствования при посредстве жертвенных гаданий.
25 мая 385 г. появляется эдикт: «Пусть никто из смертных
не дерзает совершать жертв для того, чтобы получить… надежду
пустого обещания или, еще хуже, узнавать
будущее по гнусному
совету. Наказание смертью да угрожает тому, кто, несмотря на
запрещение, будет пытаться узнать истину настоящих и буду-
щих вещей…»
142
. Наказание смертью говорило само за себя, а
провести на практике различие между «гадательными» и «уми-
лостивительными» жертвами было практически невозможно, так
что указу придавалось кардинальное значение: «…он запрещает
жертву как таковую, независимо от того, с какой частью отправ-
140
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 600–603.
141
Кипарисов В. Указ. соч. С. 254.
142
Цит. по: Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 612.
190
ления языческого культа она связана»
143
. Таким образом опреде-
лялась роль эдикта, открывшего новый этап политики Феодосия
в отношении к язычеству.
Вскоре из-за недостаточно эффективного действия закона,
по предположению В. Кипарисова
144
, либо согласно намеченной
программе постепенного наращивания мер борьбы с язычеством,
по мнению Н.Ф. Чернявского, последовали распоряжения импе-
ратора разрушать храмы
145
. Этот переход вполне естественен:
где нет жертв, там не нужны храмы. Храмовый культ покоился
на жертве, так что храм и жертва обусловливали друг друга. От-
сюда, чтобы подорвать языческий культ и ликвидировать жерт-
воприношения, надо было уничтожить храмы как центры языче-
ского культа. Уничтожить храмы – значило, по словам Либания,
уничтожить
самое язычество
146
. Это понимали и язычники, и
христиане. Понимал это, конечно, и Феодосий.
Вначале император ограничивается тем, что приказывает
лишать языческие храмы их религиозного значения, но впослед-
ствии «фанатизм отдельных личностей заставляет его вступить
на путь жесткого, часто бессмысленного уничтожения памятни-
ков зодчества». Посольство Цинегия, направленное в Египет и
Сирию между 385–388 гг.,
Н.Ф. Чернявский называл «беспри-
мерным в истории крестовым походом на памятники языческой
культуры и искусства»
147
. Хотя в приказе, данном Цинегию, нет
указаний по уничтожению язычества, некоторые источники, как
языческие (Зосим), так и христианские (Феодорит), сообщают,
что чиновник имел поручение запирать храмы и прекращать
жертвоприношения
148
. Деятельность посольства послужила сиг-
налом к истреблению языческих святилищ. Разрушения были
143
Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Великий… С. 613; Ср.: Кипари-
сов В. Указ. соч. С. 255.
144
Там же. С. 256.
145
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 613.
146
Цит. по: Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 614.
147
Там же. С. 615.
148
Феодорит Кирский. Церковная история. Кн. V. Гл. 21; Кипарисов В.
Указ. соч. С. 256; Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 616.
Политика Феодосия в отношении язычества разделялась ления языческого культа она связана»143. Таким образом опреде- Н.Ф. Чернявским на три периода, каждый из которых, по его лялась роль эдикта, открывшего новый этап политики Феодосия мнению, являлся подготовительной ступенью к последующему. в отношении к язычеству. Первый период – 379–381 гг. – сохранение паритета религий. Вскоре из-за недостаточно эффективного действия закона, Второй период – 381–385 гг. – первый этап борьбы Феодосия с по предположению В. Кипарисова144, либо согласно намеченной язычеством, совершавшийся в относительно мягкой форме, в программе постепенного наращивания мер борьбы с язычеством, рамках законодательства Валентиниана и Валента140. по мнению Н.Ф. Чернявского, последовали распоряжения импе- Установить причину последовавшего в 385 г. поворота ратора разрушать храмы145. Этот переход вполне естественен: Феодосия к более решительным мерам против язычников не по- где нет жертв, там не нужны храмы. Храмовый культ покоился зволяли источники. Историки оказывались в сфере предположе- на жертве, так что храм и жертва обусловливали друг друга. От- ний. В. Кипарисов считал, что отношение Феодосия к язычеству сюда, чтобы подорвать языческий культ и ликвидировать жерт- изменяется после смерти Грациана (384 г.)141. Действительно, в воприношения, надо было уничтожить храмы как центры языче- области религиозной политики с этого времени Феодосий начи- ского культа. Уничтожить храмы – значило, по словам Либания, нает действовать более свободно. Но хорошо известно, что Гра- уничтожить самое язычество146. Это понимали и язычники, и циан сам принимал меры по ограничению язычества и ересей. христиане. Понимал это, конечно, и Феодосий. Более того, в сфере религиозной политики Феодосия можно счи- Вначале император ограничивается тем, что приказывает тать его непосредственным преемником. лишать языческие храмы их религиозного значения, но впослед- По мнению Н.Ф. Чернявского, «последней каплей», утвер- ствии «фанатизм отдельных личностей заставляет его вступить дившей императора в необходимости активизировать преследо- на путь жесткого, часто бессмысленного уничтожения памятни- вание язычества, стало раскрытие в начале 385 г. заговора, уча- ков зодчества». Посольство Цинегия, направленное в Египет и стники которого готовили покушение на императора, проследив Сирию между 385–388 гг., Н.Ф. Чернявский называл «беспри- судьбу царствования при посредстве жертвенных гаданий. мерным в истории крестовым походом на памятники языческой 25 мая 385 г. появляется эдикт: «Пусть никто из смертных культуры и искусства»147. Хотя в приказе, данном Цинегию, нет не дерзает совершать жертв для того, чтобы получить… надежду указаний по уничтожению язычества, некоторые источники, как пустого обещания или, еще хуже, узнавать будущее по гнусному языческие (Зосим), так и христианские (Феодорит), сообщают, совету. Наказание смертью да угрожает тому, кто, несмотря на что чиновник имел поручение запирать храмы и прекращать запрещение, будет пытаться узнать истину настоящих и буду- жертвоприношения148. Деятельность посольства послужила сиг- щих вещей…»142. Наказание смертью говорило само за себя, а налом к истреблению языческих святилищ. Разрушения были провести на практике различие между «гадательными» и «уми- лостивительными» жертвами было практически невозможно, так что указу придавалось кардинальное значение: «…он запрещает 143 Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Великий… С. 613; Ср.: Кипари- жертву как таковую, независимо от того, с какой частью отправ- сов В. Указ. соч. С. 255. 144 Там же. С. 256. 145 Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 613. 146 Цит. по: Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 614. 140 147 Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 600–603. Там же. С. 615. 141 148 Кипарисов В. Указ. соч. С. 254. Феодорит Кирский. Церковная история. Кн. V. Гл. 21; Кипарисов В. 142 Цит. по: Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 612. Указ. соч. С. 256; Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 616. 189 190
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 93
- 94
- 95
- 96
- 97
- …
- следующая ›
- последняя »