ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
187
Несмотря на внешнюю строгость наказаний, в целом исто-
рики не склонны были преувеличивать тяжесть последствий за-
конодательства Феодосия против ересей. Хотя еретиков изгоня-
ли из городов, запрещали составлять собрания и строить молит-
венные дома, лишали некоторых гражданских прав, их личные
убеждения оставались неприкосновенными. Не занимая легаль-
ных позиций и христианских храмов
, они продолжали сущест-
вовать. Да и перечисленные меры на практике исполнялись не-
строго
135
. Н.Ф. Чернявский, самый внимательный исследователь
религиозной политики Феодосия, называя его «войну» с ерети-
ками «ожесточенной» и «упорной», признавал: из простого ана-
лиза текста его эдиктов следует, что предпринятые меры носят,
в сущности, «более паллиативный характер, чем радикальный,
при всей их внешней жестокости»
136
. Следует подчеркнуть, что
церковно-историческое значение борьбы Феодосия Великого с
ересями определялось не той или иной степенью их тяжести, а
реальными последствиями. По словам А.А. Спасского, Феодо-
сий рассеял «омертвевшие остатки старых догматических пар-
тий по разным уголкам империи, лишив их всякого церковного
значения»
137
.
Борьба Феодосия Великого с язычеством проистекала из
того же идеала религиозно-политического единства, которым пи-
талась его антиеретическая деятельность. Признание христиан-
ства государственной религией неизбежно ставило вопрос о по-
ложении язычества в империи. Казалось бы, естественным стрем-
лением христианских императоров должно было стать уничто-
жение язычества. Именно поэтому некоторые историки,
не слиш-
ком углублявшиеся в тонкости религиозной политики первых
христианских императоров, считали, что уже со времен Кон-
стантина открываются гонения на язычество
138
. Действительно,
общим для христианских императоров было сознание того, что
135
Карташев А.В. Вселенские соборы. С. 148; Спасский А.А. История догма-
тических движений… С. 641.
136
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 463, 473.
137
Спасский А.А. Указ. соч. С. 642.
138
Терновский Ф.А. Греко-восточная церковь… С. 12; Лашкарев П. Отно-
шение… С. 134–135; Кипарисов В. О свободе совести. С. 158–161.
188
язычество не в состоянии претендовать на роль государственной
религии, но в сфере религиозной политики они руководствова-
лись прежде всего соображениями государственной стабильно-
сти. Политика религиозного паритета, основанная Константином
Великим, испытав много изменений, представляла собой обыч-
ный, за немногими исключениями, характер деятельности свет-
ской власти в отношении язычества. Несмотря на то, что
языче-
ский культ был лишен государственной поддержки и признан
«неразумным суеверием», дальше этих мер дело его искорене-
ния не продвигалось.
В конце IV в. язычество являлось еще внушительной си-
лой. Терпя незначительные ограничения в сфере религиозного
культа, в целом оно пользовалось полной свободой: язычники
посещали храмы, устраивали религиозные церемонии и празд
-
ники, жрецы сохраняли гражданские привилегии и почетные
титулы. Сами императоры, подчиняясь обычаю, носили титул
pontifex maximus. Однако, несмотря на сохранность внешних
форм, процесс внутреннего разложения язычества был налицо.
Приверженцами старого культа оставались наиболее консерва-
тивные слои общества – аристократия, социально-политический
статус которой держался на отеческой религии, и сельское насе-
ление окраин империи
, также привязанное к своим корням. Ис-
торики считали, что язычество конца IV в. было лишено чистой
религиозности и только в силу традиций сводилось к исполне-
нию языческих обрядов. То положение, что именно сельские
окраины империи представляли во время Феодосия настоящий
оплот язычества, отразилось в особом юридическом термине,
которым стали обозначать приверженцев
старины, – «pagani» (от
«pagus» – сельская община, округ)
139
. Не случайно борьба Фео-
досия с язычниками на Востоке сосредоточилась именно на ок-
раинах империи – в Сирии, Египте, куда направлялись посольст-
ва чиновников, а на Западе вылилась в дело об алтаре Победы,
ставшем символом протеста языческой римской аристократии.
139
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 592–593; Успенский Ф.И. История визан-
тийской империи. С. 96–97.
Несмотря на внешнюю строгость наказаний, в целом исто- язычество не в состоянии претендовать на роль государственной рики не склонны были преувеличивать тяжесть последствий за- религии, но в сфере религиозной политики они руководствова- конодательства Феодосия против ересей. Хотя еретиков изгоня- лись прежде всего соображениями государственной стабильно- ли из городов, запрещали составлять собрания и строить молит- сти. Политика религиозного паритета, основанная Константином венные дома, лишали некоторых гражданских прав, их личные Великим, испытав много изменений, представляла собой обыч- убеждения оставались неприкосновенными. Не занимая легаль- ный, за немногими исключениями, характер деятельности свет- ных позиций и христианских храмов, они продолжали сущест- ской власти в отношении язычества. Несмотря на то, что языче- вовать. Да и перечисленные меры на практике исполнялись не- ский культ был лишен государственной поддержки и признан строго135. Н.Ф. Чернявский, самый внимательный исследователь «неразумным суеверием», дальше этих мер дело его искорене- религиозной политики Феодосия, называя его «войну» с ерети- ния не продвигалось. ками «ожесточенной» и «упорной», признавал: из простого ана- В конце IV в. язычество являлось еще внушительной си- лиза текста его эдиктов следует, что предпринятые меры носят, лой. Терпя незначительные ограничения в сфере религиозного в сущности, «более паллиативный характер, чем радикальный, культа, в целом оно пользовалось полной свободой: язычники при всей их внешней жестокости»136. Следует подчеркнуть, что посещали храмы, устраивали религиозные церемонии и празд- церковно-историческое значение борьбы Феодосия Великого с ники, жрецы сохраняли гражданские привилегии и почетные ересями определялось не той или иной степенью их тяжести, а титулы. Сами императоры, подчиняясь обычаю, носили титул реальными последствиями. По словам А.А. Спасского, Феодо- pontifex maximus. Однако, несмотря на сохранность внешних сий рассеял «омертвевшие остатки старых догматических пар- форм, процесс внутреннего разложения язычества был налицо. тий по разным уголкам империи, лишив их всякого церковного Приверженцами старого культа оставались наиболее консерва- значения»137. тивные слои общества – аристократия, социально-политический Борьба Феодосия Великого с язычеством проистекала из статус которой держался на отеческой религии, и сельское насе- того же идеала религиозно-политического единства, которым пи- ление окраин империи, также привязанное к своим корням. Ис- талась его антиеретическая деятельность. Признание христиан- торики считали, что язычество конца IV в. было лишено чистой ства государственной религией неизбежно ставило вопрос о по- религиозности и только в силу традиций сводилось к исполне- ложении язычества в империи. Казалось бы, естественным стрем- нию языческих обрядов. То положение, что именно сельские лением христианских императоров должно было стать уничто- окраины империи представляли во время Феодосия настоящий жение язычества. Именно поэтому некоторые историки, не слиш- оплот язычества, отразилось в особом юридическом термине, ком углублявшиеся в тонкости религиозной политики первых которым стали обозначать приверженцев старины, – «pagani» (от христианских императоров, считали, что уже со времен Кон- «pagus» – сельская община, округ)139. Не случайно борьба Фео- стантина открываются гонения на язычество138. Действительно, досия с язычниками на Востоке сосредоточилась именно на ок- общим для христианских императоров было сознание того, что раинах империи – в Сирии, Египте, куда направлялись посольст- ва чиновников, а на Западе вылилась в дело об алтаре Победы, 135 Карташев А.В. Вселенские соборы. С. 148; Спасский А.А. История догма- ставшем символом протеста языческой римской аристократии. тических движений… С. 641. 136 Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 463, 473. 137 Спасский А.А. Указ. соч. С. 642. 138 139 Терновский Ф.А. Греко-восточная церковь… С. 12; Лашкарев П. Отно- Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 592–593; Успенский Ф.И. История визан- шение… С. 134–135; Кипарисов В. О свободе совести. С. 158–161. тийской империи. С. 96–97. 187 188
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 92
- 93
- 94
- 95
- 96
- …
- следующая ›
- последняя »