ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
185
Таким образом, принципиальное новшество определило
весь характер борьбы Феодосия Великого с ересями: в его рас-
поряжении имелся четкий догматический критерий православия,
данный II Вселенским собором. Это создавало условия для зако-
нодательного определения статуса еретиков в православном го-
сударстве и позволило проводить систематическую политику их
преследования средствами государства.
По результатам II Вселенского собора, осудившего
ереси и
давшего догматический критерий православия, а также в разви-
тие принципов, заложенных эдиктом 380 г., в 381 г. Феодосий
издает эдикт, который содержал практические указания, выте-
кавшие из юридических предпосылок первого:
1) церкви приказано передавать епископам, которые испо-
ведуют равное величество и силу Отца и Сына и Св. Духа;
2) во избежание
неточностей в эдикт внесен наглядный
критерий учения о Св. Троице: солидарность с верованиями пред-
стоятелей церквей из всех пяти диоцезов (Нектария Константи-
нопольского, Тимофея Александрийского, Пелагия Лаодикий-
ского, Оптима Антиохийского и др.). Разногласие в верованиях с
указанными лицами, определяемое как отсутствие общения,
служило поводом к выявлению еретиков и изгнанию из церквей
;
3) эдикт определяет еретические общества как корпора-
ции, к которым могут быть приложимы обычные государствен-
ные законы, и лишает еретиков права защищаться и оправды-
ваться пред властью
130
.
Итак, с эдиктом 381 г., по словам Н.Ф. Чернявского, «оса-
да перешла в штурм»: если первый эдикт только намекал, что
еретики переходят на положение осужденных, то второй прямо
объявлял им войну
131
.
Сохранилось 17 эдиктов Феодосия Великого против ере-
тиков, приходящихся на период 379–394 гг. По содержанию они
подразделяются на три группы, направленные: 1) против собра-
ний еретиков и против мест самих собраний; 2) против еретиче-
ских учителей и иерархии; 3) против самой личности еретика
130
Там же. С. 459–460; 482–483.
131
Там же. С. 461.
186
как государственного преступника
132
. В результате их действия
еретики были лишены возможности составлять собрания, иметь
собственную организацию и иерархию, т. е. лишались всех при-
знаков церкви. Кроме того, сектанты были ограничены в своих
гражданских правах, что стоит в тесной связи с гражданским
отлучением и вытекает из него как следствие из причины. Так,
еретики лишались jus militandi,
т. е. права поступать на военную
службу, что в те времена было связано с занятием высших госу-
дарственных должностей, считалось высоким и благородным
делом. У некоторых еретиков было также отнято jus testandi –
право гражданина делать по своей воле завещание. Это решение
представлялось довольно строгим, так как лишить гражданина
права распоряжаться своим имуществом означало
вычеркнуть
его из списка полноправных граждан и поставить на одну доску
с отпущенниками
133
.
В ряду своеобразных мер, которые имели значение для
всех христиан, но, очевидно, специально предназначались для
еретиков, Н.Ф. Чернявский указывал на двукратно повторенный
(в 388 и 392 гг.) запрет спорить о религии. Эту меру историк на-
зывал «заключительным аккордом противоеретической деятель-
ности» Феодосия. Ограничение свободы слова для еретиков
стояло в тесной связи
с тем, что император законодательно при-
знал одну определенную формулу вероучения истинной и обяза-
тельной для подданных. В качестве формы наказания назнача-
лось денежное взыскание, и даже смертная казнь. Признавая
этот закон, направленный против свободы слова «более чем
жестоким», Н.Ф. Чернявский отмечал, что подобный запрет, ис-
ключая наказание смертной
казнью, находит достаточные осно-
вания в практике древней церкви, учение которой должно быть
совершенно ясным и для народа. Единственным оправданием
такого шага, по мнению историка, является положение Востока,
требовавшее энергичных мер для восстановления религиозного
мира
134
.
132
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 484. Подробный анализ законодательства
Феодосия против еретиков см.: Там же. С. 488–503.
133
Там же. С. 500–501.
134
Там же. С. 505–507.
Таким образом, принципиальное новшество определило как государственного преступника132. В результате их действия весь характер борьбы Феодосия Великого с ересями: в его рас- еретики были лишены возможности составлять собрания, иметь поряжении имелся четкий догматический критерий православия, собственную организацию и иерархию, т. е. лишались всех при- данный II Вселенским собором. Это создавало условия для зако- знаков церкви. Кроме того, сектанты были ограничены в своих нодательного определения статуса еретиков в православном го- гражданских правах, что стоит в тесной связи с гражданским сударстве и позволило проводить систематическую политику их отлучением и вытекает из него как следствие из причины. Так, преследования средствами государства. еретики лишались jus militandi, т. е. права поступать на военную По результатам II Вселенского собора, осудившего ереси и службу, что в те времена было связано с занятием высших госу- давшего догматический критерий православия, а также в разви- дарственных должностей, считалось высоким и благородным тие принципов, заложенных эдиктом 380 г., в 381 г. Феодосий делом. У некоторых еретиков было также отнято jus testandi – издает эдикт, который содержал практические указания, выте- право гражданина делать по своей воле завещание. Это решение кавшие из юридических предпосылок первого: представлялось довольно строгим, так как лишить гражданина 1) церкви приказано передавать епископам, которые испо- права распоряжаться своим имуществом означало вычеркнуть ведуют равное величество и силу Отца и Сына и Св. Духа; его из списка полноправных граждан и поставить на одну доску 2) во избежание неточностей в эдикт внесен наглядный с отпущенниками133. критерий учения о Св. Троице: солидарность с верованиями пред- В ряду своеобразных мер, которые имели значение для стоятелей церквей из всех пяти диоцезов (Нектария Константи- всех христиан, но, очевидно, специально предназначались для нопольского, Тимофея Александрийского, Пелагия Лаодикий- еретиков, Н.Ф. Чернявский указывал на двукратно повторенный ского, Оптима Антиохийского и др.). Разногласие в верованиях с (в 388 и 392 гг.) запрет спорить о религии. Эту меру историк на- указанными лицами, определяемое как отсутствие общения, зывал «заключительным аккордом противоеретической деятель- служило поводом к выявлению еретиков и изгнанию из церквей; ности» Феодосия. Ограничение свободы слова для еретиков 3) эдикт определяет еретические общества как корпора- стояло в тесной связи с тем, что император законодательно при- ции, к которым могут быть приложимы обычные государствен- знал одну определенную формулу вероучения истинной и обяза- ные законы, и лишает еретиков права защищаться и оправды- тельной для подданных. В качестве формы наказания назнача- ваться пред властью130. лось денежное взыскание, и даже смертная казнь. Признавая Итак, с эдиктом 381 г., по словам Н.Ф. Чернявского, «оса- этот закон, направленный против свободы слова «более чем да перешла в штурм»: если первый эдикт только намекал, что жестоким», Н.Ф. Чернявский отмечал, что подобный запрет, ис- еретики переходят на положение осужденных, то второй прямо ключая наказание смертной казнью, находит достаточные осно- объявлял им войну131. вания в практике древней церкви, учение которой должно быть Сохранилось 17 эдиктов Феодосия Великого против ере- совершенно ясным и для народа. Единственным оправданием тиков, приходящихся на период 379–394 гг. По содержанию они такого шага, по мнению историка, является положение Востока, подразделяются на три группы, направленные: 1) против собра- требовавшее энергичных мер для восстановления религиозного ний еретиков и против мест самих собраний; 2) против еретиче- мира134. ских учителей и иерархии; 3) против самой личности еретика 132 Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 484. Подробный анализ законодательства Феодосия против еретиков см.: Там же. С. 488–503. 130 133 Там же. С. 459–460; 482–483. Там же. С. 500–501. 131 134 Там же. С. 461. Там же. С. 505–507. 185 186
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 91
- 92
- 93
- 94
- 95
- …
- следующая ›
- последняя »