Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 92 стр.

UptoLike

Составители: 

183
2.2. Борьба Феодосия Великого с ересями и язычеством
как следствие утверждения православной христианской им-
перии
Последнюю попытку мирного объединения разных христи-
анских вероисповеданий на почве православия Феодосий пред-
принял в 383 г., когда повелел всем епископам собраться в Кон-
стантинополе. После долгих безысходных споров император по-
ступил так, как и в начале
своего правления. Он приказал пред-
ставителям всех церковных партий письменно изложить свою
веру и разорвал исповедания, не соответствовавшие Никео-царе-
градскому Символу. Теперь этот прямой метод воздействия ос-
новывался на авторитете православия, утвержденного II Вселен-
ским собором
121
. Дальнейшее его развитие привело к ужесточе-
нию политики в отношении еретиков.
Ко времени Феодосия необходимость и важность борьбы с
ересями прочно окрепла в сознании императоров, по словам
Н.Ф. Чернявского, «вошла в их плоть и кровь, как одна из госу-
дарственных функций»
122
. Социальное положение еретиков в
государстве, устройство которого основывается на религиозно-
политическом единстве, определяется их оппозицией по отно-
шению к власти. Еретические общества с государственной точки
зрения рассматривались как агитация против власти под видом
религиозных интересов. Еретикне просто бунтовщик против
небесной власти, но и оскорбитель величества, земной верхов-
ной власти,
государственный преступник, виновный в crimine
majestatis. Историки справедливо усматривали в этом воззрении
модификацию традиционно римской точки зрения на «недозво-
ленные» культы
123
. Политический взгляд на ересь, естественно,
провоцировал нетерпимость и жесткость мер, применяемых к ее
последователям. Отсюда единственным способом решения этой
проблемы, сообразным историческим обстоятельствам, стало
открытое преследование и репрессии. Ни сам Феодосий, которо-
121
Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. V. Гл. 10.
122
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 450.
123
Там же. С. 476–480; Спасский А.А. История догматических движений
С. 641.
184
го церковные историки называли «верной копией римских им-
ператоров»
124
, воскресшим «pontifex maximus`ом»
125
, ни эпоха
его царствования, чуждая духу всякой терпимости, не предпола-
гали иного пути. В.В. Болотов приводил слова Амвросия Ме-
диоланского, который в прямую обязанность императору ставил
защиту и поддержку истинной веры. Факты соборной деятель-
ности времени Феодосия заставляли историка сделать вывод,
что епископы сами поощряли императора к вмешательству в
церковные дела
126
. Таким образом, общую для того времени
идею теократического характера государственной власти выра-
жали не только императоры, но и церковные соборы. Обращение
епископов к Феодосию «тонировали целям его политики, пока-
зывая, что церковь идет навстречу его интересам»
127
.
При Феодосии Великом определение ереси как религиоз-
но-политического понятия вылилось в правовую формулу, санк-
ционировавшую отличие кафолика от еретика. Предварительной
мерой религиозно-политической программы Феодосия в этом
отношении явился эдикт 380 г., установивший резкую грань ме-
жду «catholicus» и «haereticus». На соборе 381–382 гг. понятие
«еретик» было расширено внесением в него внешних признаков
,
практически определявших принадлежность к ереси. В VI кано-
не говорится: «Еретиками мы называем тех, которые издавна
отчуждены от церкви, и тех, которые после того преданы ана-
феме, а равно как и тех, которые показывают вид, будто испове-
дуют истинную веру, однако отделились от наших, законно по-
ставленных епископов и составляют свои
собрания»
128
. Н.Ф. Чер-
нявский предполагал, что этот канон был санкционирован Фео-
досием и потому может быть признан показателем того, как по-
степенно само слово «еретик» получило в сознании императора
ясное и определенное значение
129
.
124
Чернявский Н.Ф. Император Феодосий ВеликийС. 453; подобные
мысли о «западном» религиозно-государственном воззрении Феодосия выска-
зывал А.В. Карташев: Вселенские соборы. С. 131, 148.
125
Спасский А.А. Указ. соч. С. 565.
126
Болотов В.В. СобраниеТ. 4. С. 83–85.
127
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 183.
128
Деяния Вселенских соборов. Т. 1. С. 118.
129
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 475.
      2.2. Борьба Феодосия Великого с ересями и язычеством                  го церковные историки называли «верной копией римских им-
как следствие утверждения православной христианской им-                     ператоров»124, воскресшим «pontifex maximus`ом»125, ни эпоха
перии                                                                       его царствования, чуждая духу всякой терпимости, не предпола-
                                                                            гали иного пути. В.В. Болотов приводил слова Амвросия Ме-
      Последнюю попытку мирного объединения разных христи-
                                                                            диоланского, который в прямую обязанность императору ставил
анских вероисповеданий на почве православия Феодосий пред-
                                                                            защиту и поддержку истинной веры. Факты соборной деятель-
принял в 383 г., когда повелел всем епископам собраться в Кон-
                                                                            ности времени Феодосия заставляли историка сделать вывод,
стантинополе. После долгих безысходных споров император по-
                                                                            что епископы сами поощряли императора к вмешательству в
ступил так, как и в начале своего правления. Он приказал пред-
                                                                            церковные дела126. Таким образом, общую для того времени
ставителям всех церковных партий письменно изложить свою
                                                                            идею теократического характера государственной власти выра-
веру и разорвал исповедания, не соответствовавшие Никео-царе-
                                                                            жали не только императоры, но и церковные соборы. Обращение
градскому Символу. Теперь этот прямой метод воздействия ос-
                                                                            епископов к Феодосию «тонировали целям его политики, пока-
новывался на авторитете православия, утвержденного II Вселен-
                                                                            зывая, что церковь идет навстречу его интересам»127.
ским собором121. Дальнейшее его развитие привело к ужесточе-
                                                                                  При Феодосии Великом определение ереси как религиоз-
нию политики в отношении еретиков.
                                                                            но-политического понятия вылилось в правовую формулу, санк-
      Ко времени Феодосия необходимость и важность борьбы с
                                                                            ционировавшую отличие кафолика от еретика. Предварительной
ересями прочно окрепла в сознании императоров, по словам
                                                                            мерой религиозно-политической программы Феодосия в этом
Н.Ф. Чернявского, «вошла в их плоть и кровь, как одна из госу-
                                                                            отношении явился эдикт 380 г., установивший резкую грань ме-
дарственных функций»122. Социальное положение еретиков в
                                                                            жду «catholicus» и «haereticus». На соборе 381–382 гг. понятие
государстве, устройство которого основывается на религиозно-
                                                                            «еретик» было расширено внесением в него внешних признаков,
политическом единстве, определяется их оппозицией по отно-
                                                                            практически определявших принадлежность к ереси. В VI кано-
шению к власти. Еретические общества с государственной точки
                                                                            не говорится: «Еретиками мы называем тех, которые издавна
зрения рассматривались как агитация против власти под видом
                                                                            отчуждены от церкви, и тех, которые после того преданы ана-
религиозных интересов. Еретик – не просто бунтовщик против
                                                                            феме, а равно как и тех, которые показывают вид, будто испове-
небесной власти, но и оскорбитель величества, земной верхов-
                                                                            дуют истинную веру, однако отделились от наших, законно по-
ной власти, государственный преступник, виновный в crimine
                                                                            ставленных епископов и составляют свои собрания»128. Н.Ф. Чер-
majestatis. Историки справедливо усматривали в этом воззрении
                                                                            нявский предполагал, что этот канон был санкционирован Фео-
модификацию традиционно римской точки зрения на «недозво-
                                                                            досием и потому может быть признан показателем того, как по-
ленные» культы123. Политический взгляд на ересь, естественно,
                                                                            степенно само слово «еретик» получило в сознании императора
провоцировал нетерпимость и жесткость мер, применяемых к ее
                                                                            ясное и определенное значение129.
последователям. Отсюда единственным способом решения этой
проблемы, сообразным историческим обстоятельствам, стало                       124
                                                                                   Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Великий… С. 453; подобные
открытое преследование и репрессии. Ни сам Феодосий, которо-                мысли о «западном» религиозно-государственном воззрении Феодосия выска-
                                                                            зывал А.В. Карташев: Вселенские соборы. С. 131, 148.
                                                                               125
                                                                                   Спасский А.А. Указ. соч. С. 565.
   121                                                                         126
        Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. V. Гл. 10.                        Болотов В.В. Собрание… Т. 4. С. 83–85.
   122                                                                         127
        Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 450.                                         Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 183.
    123                                                                        128
        Там же. С. 476–480; Спасский А.А. История догматических движений…          Деяния Вселенских соборов. Т. 1. С. 118.
                                                                               129
С. 641.                                                                            Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 475.

                                  183                                                                        184