ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
179
атаку Запада и ни в одном шаге не отступил назад. Доказав пра-
воту своей веры, он дал понять «западным», что всякое вмеша-
тельство в чисто местные церковные дела не терпимо. Восток
имеет свой обычай рукоположения епископов и основывается на
постановлении того же Никейского собора, на который ссылает-
ся Запад…»
107
. Сами иерархи Восточной церкви, собравшиеся на
Второй Вселенский собор, превосходно поняли тактику Феодо-
сия, отвечавшую их желаниям и планам, и со своей стороны ока-
зали ему полную поддержку
108
.
Все действия Феодосия в поддержку восточной автокефа-
лии историки объясняют единственной целью – сформировать
Восточную церковь как восточно-государственную. Политиче-
ская выгода и прямая необходимость образования такой церкви,
которая вошла бы в политическую систему государства Феодо-
сия, была очевидна. При политическом делении империи и еди-
ная церковь должна была распасться, «иначе
церковь, находя-
щаяся в политически независимом государстве, но зависимая от
другой церкви, легко могла явиться государством в государстве
и не подчиниться общему течению политики, создав серьезную
оппозицию государственным задачам»
109
.
Очевидно и то, что Восточной церкви в IV в. грозило под-
чинение со стороны Римской церкви, которая для древнехристи-
анского мира была тем фокусом, в котором концентрировалась
чистая истина, местом суда, где разрешались вопросы церковной
жизни. Римский епископ как епископ столицы притязает с IV в.
на высшую власть в церкви и пытается
вмешиваться в дела вос-
точных церквей
110
. Стремление подорвать притязания римского
епископа в отношении Востока церковные историки называли
одним из важных направлений политики Феодосия
111
. Этому
влиянию необходимо было противопоставить силу, которая ле-
жала в национальном самосознании Восточной церкви, что ло-
107
Там же. С. 628–632; ср.: Карташев А.В. Указ. соч. С. 140.
108
Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Великий…С. 327–328.
109
Там же. С. 326.
110
Подробнее см.: Гидулянов П.В. Восточные патриархи… С. 198–213.
111
Спасский А.А. Указ. соч. С. 583; Карташев А.В. Указ. соч. С. 138–140;
Поснов М.Э. История христианской церкви. С. 368–369.
180
гически вело к ее автокефалии. Стремление подобного рода про-
явилось на Востоке еще до Феодосия, в период арианских спо-
ров. Эпоха Феодосия Великого стала поворотным пунктом в ис-
тории национальной греческой церкви.
В тесной связи с проведением политики на автокефалию
Восточной церкви стоят упомянутые выше каноны Второго Все-
ленского собора, юридически
определившие независимость кон-
стантинопольской кафедры от римской, и ее первенствующий
статус на Востоке. Факт возвышения константинопольского
епископа над иерархами Востока, по признанию церковных ис-
ториков и канонистов, был естественным итогом истории кон-
стантинопольской церкви, и обусловливался рядом церковных и
политических причин. К 359 г. Константинополь занял место
столицы восточного государства, стал
вторым Римом, постоян-
ной резиденцией восточных монархов: «блеск царского дворца
отражался на епископе города и значение его поднималось»
112
.
Кроме того, вся история IV в. свидетельствовала, что дворцовые
и церковные партии находились в непосредственной связи друг
с другом и вместе оказывали сильное влияние на направление
догматических движений и государственной политики. В этих
условиях восточному императору, во имя политических интере-
сов, необходимо было иметь подле себя епископа, облаченного
правами первого епископа
империи, «помощника и руководите-
ля, который своим авторитетом мог оказать давление на жела-
тельный для власти ход церковных событий»
113
. События начала
царствования Феодосия, ознаменовавшиеся усилением борьбы
восточных кафедр (Александрии и Антиохии) за преобладание
на Востоке, еще более усиливали необходимость возвышения
епископа столицы
114
.
Таким образом, для достижения политической стабильно-
сти Востока требовалось упорядочить церковное устройство со-
образно изменившимся обстоятельствам – епископу император-
ской резиденции придать иерархический ранг, который соответ-
ствовал бы политическому значению города. Это и было зафик-
112
Гидулянов П.В. Указ. соч. С. 290–291, 294–295.
113
Там же. С. 489.
114
См. подробнее: Там же. С. 488–498.
атаку Запада и ни в одном шаге не отступил назад. Доказав пра- гически вело к ее автокефалии. Стремление подобного рода про- воту своей веры, он дал понять «западным», что всякое вмеша- явилось на Востоке еще до Феодосия, в период арианских спо- тельство в чисто местные церковные дела не терпимо. Восток ров. Эпоха Феодосия Великого стала поворотным пунктом в ис- имеет свой обычай рукоположения епископов и основывается на тории национальной греческой церкви. постановлении того же Никейского собора, на который ссылает- В тесной связи с проведением политики на автокефалию ся Запад…»107. Сами иерархи Восточной церкви, собравшиеся на Восточной церкви стоят упомянутые выше каноны Второго Все- Второй Вселенский собор, превосходно поняли тактику Феодо- ленского собора, юридически определившие независимость кон- сия, отвечавшую их желаниям и планам, и со своей стороны ока- стантинопольской кафедры от римской, и ее первенствующий зали ему полную поддержку108. статус на Востоке. Факт возвышения константинопольского Все действия Феодосия в поддержку восточной автокефа- епископа над иерархами Востока, по признанию церковных ис- лии историки объясняют единственной целью – сформировать ториков и канонистов, был естественным итогом истории кон- Восточную церковь как восточно-государственную. Политиче- стантинопольской церкви, и обусловливался рядом церковных и ская выгода и прямая необходимость образования такой церкви, политических причин. К 359 г. Константинополь занял место которая вошла бы в политическую систему государства Феодо- столицы восточного государства, стал вторым Римом, постоян- сия, была очевидна. При политическом делении империи и еди- ной резиденцией восточных монархов: «блеск царского дворца ная церковь должна была распасться, «иначе церковь, находя- отражался на епископе города и значение его поднималось»112. щаяся в политически независимом государстве, но зависимая от Кроме того, вся история IV в. свидетельствовала, что дворцовые другой церкви, легко могла явиться государством в государстве и церковные партии находились в непосредственной связи друг и не подчиниться общему течению политики, создав серьезную с другом и вместе оказывали сильное влияние на направление оппозицию государственным задачам»109. догматических движений и государственной политики. В этих Очевидно и то, что Восточной церкви в IV в. грозило под- условиях восточному императору, во имя политических интере- чинение со стороны Римской церкви, которая для древнехристи- сов, необходимо было иметь подле себя епископа, облаченного анского мира была тем фокусом, в котором концентрировалась правами первого епископа империи, «помощника и руководите- чистая истина, местом суда, где разрешались вопросы церковной ля, который своим авторитетом мог оказать давление на жела- жизни. Римский епископ как епископ столицы притязает с IV в. тельный для власти ход церковных событий»113. События начала на высшую власть в церкви и пытается вмешиваться в дела вос- царствования Феодосия, ознаменовавшиеся усилением борьбы точных церквей110. Стремление подорвать притязания римского восточных кафедр (Александрии и Антиохии) за преобладание епископа в отношении Востока церковные историки называли на Востоке, еще более усиливали необходимость возвышения одним из важных направлений политики Феодосия111. Этому епископа столицы114. влиянию необходимо было противопоставить силу, которая ле- Таким образом, для достижения политической стабильно- жала в национальном самосознании Восточной церкви, что ло- сти Востока требовалось упорядочить церковное устройство со- образно изменившимся обстоятельствам – епископу император- 107 Там же. С. 628–632; ср.: Карташев А.В. Указ. соч. С. 140. ской резиденции придать иерархический ранг, который соответ- 108 Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Великий…С. 327–328. ствовал бы политическому значению города. Это и было зафик- 109 Там же. С. 326. 110 112 Подробнее см.: Гидулянов П.В. Восточные патриархи… С. 198–213. Гидулянов П.В. Указ. соч. С. 290–291, 294–295. 111 113 Спасский А.А. Указ. соч. С. 583; Карташев А.В. Указ. соч. С. 138–140; Там же. С. 489. 114 Поснов М.Э. История христианской церкви. С. 368–369. См. подробнее: Там же. С. 488–498. 179 180
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- …
- следующая ›
- последняя »