ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
175
В отношении внутрицерковной истории царствование
Феодосия представляет заключительный этап тринитарных спо-
ров IV в. Император принял в нем самое непосредственное уча-
стие. Ко времени Феодосия арианство играло преобладающую
роль на Востоке. Кроме того, внешние обстоятельства – смерть
Валента, временное отсутствие авторитетной власти и падение
гегемонии омиев подорвали долго сдерживаемый энтузиазм, и
догматические споры
, выйдя за пределы духовенства, захватили
все общество. Прибыв в Константинополь 14 ноября 380 г.,
Феодосий объявил себя убежденным никейцем, распорядился
отдать все церкви в Константинополе православным, предложив
епископу константинопольскому Демофилу присоединиться к
никейскому учению или удалиться из города. Епископ отказался
исполнить волю императора, предпочел удалиться из города и
там продолжить арианские собрания.
Григория Назианзина, воз-
главлявшего константинопольскую православную общину, им-
ператор лично ввел в кафедральную церковь св. Апостолов. За-
тем, потребовав от епископов различных партий исповедания
веры, он утвердил законодательной властью православный Сим-
вол и разорвал все остальные
92
.
Следующим шагом по урегулированию церковных дел на
Востоке стала подготовка и проведение Второго Вселенского со-
бора. Еще древние историки утверждали, что собор был необхо-
дим для окончательного утверждения православия и рукополо-
жения Константинопольского епископа
93
. Более обоснованно на
те же причины указывали историки в конце ХIХ – начале ХХ в.
94
Очевидно, что разрешение этих проблем отвечало интересам как
церкви, так и государства. Поэтому идея созыва Вселенского со-
бора принадлежала не лично Феодосию, но еще раньше выска-
зывалась видными представителями церкви. Ко времени Феодо-
сия эта идея только ждала удобного случая, чтобы стать фактом
живой действительности. Заслуга императора состояла в том,
92
Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. V. Гл. 7, 10; Болотов В.В.
Собрание… Т. 4. С. 79; Карташев А.В. Указ. соч. С. 132–135.
93
Сократ Схоластик. Указ. соч. Кн. V. Гл. 8.
94
Болотов В.В. Лекции… Т. 4. С. 109–112; Чернявский Н.Ф. Указ. соч.
С. 216–219; Карташев А.В. Указ. соч. С. 135.
176
что он «сумел понять дух времени и облечь в форму ту мысль,
которая имела за собой историческое прошлое и уже вошла в
плоть и кровь тогдашних христиан»
95
. Заметим, именно эта ка-
жущаяся простота сделанного Феодосием практического вывода
дорогого стоит. Подобно Константину Великому, он чутко уло-
вил потребности церковно-государственной жизни своего вре-
мени, за что и получил в истории почетную приставку к имени.
Собор, созванный Феодосием Великим, в буквальном
смысле слова не был вселенским: на нем присутствовали
епи-
скопы только Восточной церкви, и не было представителей За-
пада. Такой состав собора объяснялся целью его созыва: он дол-
жен был решить вопросы, касавшиеся прежде всего Восточной
церкви. Кроме того, по замечанию Спасского, вся прошлая ис-
тория говорила, что из собора, составленного из восточных и
западных епископов, ничего не выйдет
, кроме новой ссоры. На-
строение Запада в этот момент было особенно враждебно, и
Феодосий это хорошо понимал
96
. Впоследствии православные
канонисты доказывали, что такая формальная или количествен-
ная точка зрения не существенна для определения его значения:
дело не в количестве представителей частных церквей, а в при-
знании постановлений собора со стороны всей церкви
97
. Статус
Вселенского Константинопольский собор получил на IV Все-
ленском (Халкидонском) соборе 451 г. Здесь зачитывается Сим-
вол Константинопольского собора как вера, согласная с Никей-
ской, т. е. вселенской
98
.
Первая проблема, с которой сталкивались исследователи
собора – состояние источников. Даже такой центральный доку-
мент, как Символ веры, вызывал сомнения в достоверности. То
же касается половины выработанных собором канонов. Критика
деяний собора, проведенная протестантскими учеными и особен-
95
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 223.
96
Спасский А.А. Указ. соч. С. 570.
97
Гидулянов П. Восточные патриархи… С. 66–67; Подробно и всесторонне
этот вопрос исследован А.П. Лебедевым в его докторской диссертации: Собра-
ние церковно-исторических сочинений. Т. 3. История Вселенских соборов.
Ч. 1. Вселенские соборы IV и V вв. СПб., 1904.
98
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 209.
В отношении внутрицерковной истории царствование что он «сумел понять дух времени и облечь в форму ту мысль, Феодосия представляет заключительный этап тринитарных спо- которая имела за собой историческое прошлое и уже вошла в ров IV в. Император принял в нем самое непосредственное уча- плоть и кровь тогдашних христиан»95. Заметим, именно эта ка- стие. Ко времени Феодосия арианство играло преобладающую жущаяся простота сделанного Феодосием практического вывода роль на Востоке. Кроме того, внешние обстоятельства – смерть дорогого стоит. Подобно Константину Великому, он чутко уло- Валента, временное отсутствие авторитетной власти и падение вил потребности церковно-государственной жизни своего вре- гегемонии омиев подорвали долго сдерживаемый энтузиазм, и мени, за что и получил в истории почетную приставку к имени. догматические споры, выйдя за пределы духовенства, захватили Собор, созванный Феодосием Великим, в буквальном все общество. Прибыв в Константинополь 14 ноября 380 г., смысле слова не был вселенским: на нем присутствовали епи- Феодосий объявил себя убежденным никейцем, распорядился скопы только Восточной церкви, и не было представителей За- отдать все церкви в Константинополе православным, предложив пада. Такой состав собора объяснялся целью его созыва: он дол- епископу константинопольскому Демофилу присоединиться к жен был решить вопросы, касавшиеся прежде всего Восточной никейскому учению или удалиться из города. Епископ отказался церкви. Кроме того, по замечанию Спасского, вся прошлая ис- исполнить волю императора, предпочел удалиться из города и тория говорила, что из собора, составленного из восточных и там продолжить арианские собрания. Григория Назианзина, воз- западных епископов, ничего не выйдет, кроме новой ссоры. На- главлявшего константинопольскую православную общину, им- строение Запада в этот момент было особенно враждебно, и ператор лично ввел в кафедральную церковь св. Апостолов. За- Феодосий это хорошо понимал96. Впоследствии православные тем, потребовав от епископов различных партий исповедания канонисты доказывали, что такая формальная или количествен- веры, он утвердил законодательной властью православный Сим- ная точка зрения не существенна для определения его значения: вол и разорвал все остальные92. дело не в количестве представителей частных церквей, а в при- Следующим шагом по урегулированию церковных дел на знании постановлений собора со стороны всей церкви97. Статус Востоке стала подготовка и проведение Второго Вселенского со- Вселенского Константинопольский собор получил на IV Все- бора. Еще древние историки утверждали, что собор был необхо- ленском (Халкидонском) соборе 451 г. Здесь зачитывается Сим- дим для окончательного утверждения православия и рукополо- вол Константинопольского собора как вера, согласная с Никей- жения Константинопольского епископа93. Более обоснованно на ской, т. е. вселенской98. те же причины указывали историки в конце ХIХ – начале ХХ в.94 Первая проблема, с которой сталкивались исследователи Очевидно, что разрешение этих проблем отвечало интересам как собора – состояние источников. Даже такой центральный доку- церкви, так и государства. Поэтому идея созыва Вселенского со- мент, как Символ веры, вызывал сомнения в достоверности. То бора принадлежала не лично Феодосию, но еще раньше выска- же касается половины выработанных собором канонов. Критика зывалась видными представителями церкви. Ко времени Феодо- деяний собора, проведенная протестантскими учеными и особен- сия эта идея только ждала удобного случая, чтобы стать фактом живой действительности. Заслуга императора состояла в том, 95 Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 223. 96 Спасский А.А. Указ. соч. С. 570. 92 97 Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. V. Гл. 7, 10; Болотов В.В. Гидулянов П. Восточные патриархи… С. 66–67; Подробно и всесторонне Собрание… Т. 4. С. 79; Карташев А.В. Указ. соч. С. 132–135. этот вопрос исследован А.П. Лебедевым в его докторской диссертации: Собра- 93 Сократ Схоластик. Указ. соч. Кн. V. Гл. 8. ние церковно-исторических сочинений. Т. 3. История Вселенских соборов. 94 Болотов В.В. Лекции… Т. 4. С. 109–112; Чернявский Н.Ф. Указ. соч. Ч. 1. Вселенские соборы IV и V вв. СПб., 1904. 98 С. 216–219; Карташев А.В. Указ. соч. С. 135. Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 209. 175 176
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 86
- 87
- 88
- 89
- 90
- …
- следующая ›
- последняя »