ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
173
ника и римлянина по духу», унаследовавшего из римской тради-
ции «по-солдатски упрощенное» представление о церковно-го-
сударственном единстве и абсолютной власти монарха
86
. Исто-
рики подчеркивали политический прагматизм императора, а
происхождение принципа религиозного единства в его политике
связывали с исторической практикой греко-римской империи,
традициями «языческой теократии», ставшими ко времени Фео-
досия «фактом самосознания как для государственной, так и для
церковной власти»
87
. К обозначенной проблеме происхождения
идеи союза церкви и государства в отечественной историогра-
фии мы обратимся подробнее в последнем разделе данной гла-
вы. Пока заметим, что независимо от ее исторических истоков
идея религиозного единства действительно стала ведущим прин-
ципом церковно-исторической деятельности Феодосия Великого.
В силу политической необходимости Феодосий Великий
должен
был заняться решением церковного вопроса, грозившего
внутренней целостности государства. Первым шагом в этом на-
правлении стало издание эдикта от 27 февраля 380 г.: «Желаем,
чтобы все народы, какими правит власть нашей милости, следо-
вали той религии, которую божественный апостол Петр передал
римлянам… и исповеданием которой прославляются первосвя-
щенник Дамас и Петр, епископ Александрии
, муж апостольской
святости, чтобы мы все, согласно апостольскому постановлению
и евангельскому учению, верили в одно Божество Отца и Сына и
Св. Духа, при равном величии их и благочестивой троичности.
Христианам, повинующимся этому закону, повелеваем прила-
гать к себе имя кафоликов. Прочих же дерзких и безумствую-
щих присуждаем нести бесчестие еретического
учения: собра-
ния их не должны называться церквами и они сами будут под-
вергнуты наказаниям не только по Божественному осуждению,
86
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 175–176; Карташев А.В. Вселенские собо-
ры. С. 131.
87
Чернявский вспоминает даже Платона, по которому религиозное единст-
во есть важное условие политического объединения. См.: Чернявский Н.Ф.
Указ. соч. С. 203, 204.
174
но и по нашему повелению, принятому по небесному внуше-
нию»
88
.
Церковные историки высоко ценили значение этого эдик-
та, так как впервые государство в лице Феодосия «сделало дог-
матические положения веры предметом государственного зако-
нодательства»
89
. Главной чертой эдикта считалось разделение
всего народонаселения Восточной империи на две группы: ка-
фолических христиан и еретиков. Первые получали право на
существование, вторым грозило преследование со стороны гра-
жданской власти. Это положение фактически явилось отражени-
ем принципа древнеримского права, признававшего за римлян
только тех, кто почитал богов Рима. В результате
такого деления
кафолики определяются как граждане, а остальные – не гражда-
не, следовательно, преступники. Критерием здесь выступает ка-
нон кафолической веры, который эдикт предлагает двояким об-
разом: во-первых, указывая на Дамаса, епископа Римского и Пет-
ра, епископа Александрийского как незыблемых хранителей ис-
тинного христианского учения; во-вторых, дает изложение веры
«
по апостольскому преданию и евангельскому учению»
90
. Зако-
нодательным разделением между «catholicus» и «haereticus» был
установлен принцип, который после Феодосия стал одним из
устоев христианской империи. Вполне закономерно Н.Ф. Чер-
нявский видел в данном акте провозглашение христианства в
форме никейской веры государственной религией, открывшее
начало новой эры в отношениях христианской церкви и государ-
ства. В указанной связи закон
имеет еще и значение программ-
ного религиозно-политического манифеста, определившего на-
правление церковной политики Феодосия, несмотря на то, что
после знакомства с восточными делами он будет заменен дру-
гим
91
.
88
Цит. по: Спасский А.А. История догматических движений… С. 567–568.
89
Там же. С. 565. Ср. о том же: Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Ве-
ликий… С. 189; Барсов Т.В. Об участии государственной власти в деле охране-
ния вселенской церкви и ее веры // Христианское чтение. 1877. Май–июнь.
С. 811.
90
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 192–194.
91
Там же. С. 191, 189; Карташев А.В. Указ. соч. С. 132.
ника и римлянина по духу», унаследовавшего из римской тради- но и по нашему повелению, принятому по небесному внуше- ции «по-солдатски упрощенное» представление о церковно-го- нию»88. сударственном единстве и абсолютной власти монарха86. Исто- Церковные историки высоко ценили значение этого эдик- рики подчеркивали политический прагматизм императора, а та, так как впервые государство в лице Феодосия «сделало дог- происхождение принципа религиозного единства в его политике матические положения веры предметом государственного зако- связывали с исторической практикой греко-римской империи, нодательства»89. Главной чертой эдикта считалось разделение традициями «языческой теократии», ставшими ко времени Фео- всего народонаселения Восточной империи на две группы: ка- досия «фактом самосознания как для государственной, так и для фолических христиан и еретиков. Первые получали право на церковной власти»87. К обозначенной проблеме происхождения существование, вторым грозило преследование со стороны гра- идеи союза церкви и государства в отечественной историогра- жданской власти. Это положение фактически явилось отражени- фии мы обратимся подробнее в последнем разделе данной гла- ем принципа древнеримского права, признававшего за римлян вы. Пока заметим, что независимо от ее исторических истоков только тех, кто почитал богов Рима. В результате такого деления идея религиозного единства действительно стала ведущим прин- кафолики определяются как граждане, а остальные – не гражда- ципом церковно-исторической деятельности Феодосия Великого. не, следовательно, преступники. Критерием здесь выступает ка- В силу политической необходимости Феодосий Великий нон кафолической веры, который эдикт предлагает двояким об- должен был заняться решением церковного вопроса, грозившего разом: во-первых, указывая на Дамаса, епископа Римского и Пет- внутренней целостности государства. Первым шагом в этом на- ра, епископа Александрийского как незыблемых хранителей ис- правлении стало издание эдикта от 27 февраля 380 г.: «Желаем, тинного христианского учения; во-вторых, дает изложение веры чтобы все народы, какими правит власть нашей милости, следо- «по апостольскому преданию и евангельскому учению»90. Зако- вали той религии, которую божественный апостол Петр передал нодательным разделением между «catholicus» и «haereticus» был римлянам… и исповеданием которой прославляются первосвя- установлен принцип, который после Феодосия стал одним из щенник Дамас и Петр, епископ Александрии, муж апостольской устоев христианской империи. Вполне закономерно Н.Ф. Чер- святости, чтобы мы все, согласно апостольскому постановлению нявский видел в данном акте провозглашение христианства в и евангельскому учению, верили в одно Божество Отца и Сына и форме никейской веры государственной религией, открывшее Св. Духа, при равном величии их и благочестивой троичности. начало новой эры в отношениях христианской церкви и государ- Христианам, повинующимся этому закону, повелеваем прила- ства. В указанной связи закон имеет еще и значение программ- гать к себе имя кафоликов. Прочих же дерзких и безумствую- ного религиозно-политического манифеста, определившего на- щих присуждаем нести бесчестие еретического учения: собра- правление церковной политики Феодосия, несмотря на то, что ния их не должны называться церквами и они сами будут под- после знакомства с восточными делами он будет заменен дру- вергнуты наказаниям не только по Божественному осуждению, гим91. 88 Цит. по: Спасский А.А. История догматических движений… С. 567–568. 89 Там же. С. 565. Ср. о том же: Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Ве- 86 Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 175–176; Карташев А.В. Вселенские собо- ликий… С. 189; Барсов Т.В. Об участии государственной власти в деле охране- ры. С. 131. ния вселенской церкви и ее веры // Христианское чтение. 1877. Май–июнь. 87 Чернявский вспоминает даже Платона, по которому религиозное единст- С. 811. 90 во есть важное условие политического объединения. См.: Чернявский Н.Ф. Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 192–194. 91 Указ. соч. С. 203, 204. Там же. С. 191, 189; Карташев А.В. Указ. соч. С. 132. 173 174
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 85
- 86
- 87
- 88
- 89
- …
- следующая ›
- последняя »