Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 86 стр.

UptoLike

Составители: 

171
сти, благочестии и приверженности никейству
77
. Но моменту
крещения, произошедшему вскоре после вступления августа во
власть, церковные историки придавали особое значение. Со
времен Сократа и Созомена таинство, совершенное епископом
Асхолием во время тяжелой болезни Феодосия, расценивалось
как перелом в религиозно-политическом сознании императора,
поставивший его в тесную связь с кафолическим христианством
и предопределивший направление и характер
его религиозной
политики
78
. Изменение религиозного настроения Феодосия цер-
ковные историки объясняли по аналогии с выбором веры Кон-
стантином Великим. Ф.А. Терновский, к примеру, усматривал в
крещении Феодосия следствие религиозного страха и боязни
повторить судьбу Валента
79
. А.А. Спасский находил, что «воен-
ные доблести часто соединяются с религиозным одушевлени-
ем», и проводил прямую параллель обращения в христианство
Феодосия Великого и Константина Великого
80
. Таким образом,
религиозно-психологическая характеристика Феодосия не выхо-
дила за пределы, очерченные древней церковной историографи-
ей, хотя и получала более свободную интерпретацию.
В отличие от церковных историков, византинистом
А.А. Васильевым было высказано предположение, что до вступ-
ления на высокий государственный пост Феодосий слабо инте-
ресовался христианскими идеями. Но почему
император принял
крещение именно от православного епископа Асхолия, историк
не разъяснял
81
.
Н.Ф. Чернявский выделил два рода мотивов, повлиявших
на религиозный характер Феодосия. Субъективныесклонность
Феодосия к никейству как результат воспитания и влияния (се-
мьи, жены Флассилы и епископа фессалоникийского Асхолия) и
77
Терновский Ф.А. Греко-восточная церковьС. 121; Чернявский Н.Ф.
Император Феодосий Великий С. 159; Карташев А.В. Вселенские соборы.
С. 131.
78
Ср.: Сократ Схоластик. Указ. соч. Кн. V. Гл. 6; Гидулянов П.В. Восточ-
ные патриархиС. 426; Спасский А.А. Указ. соч. С. 567; Поснов М.Э. История
христианской церкви. С. 265.
79
Терновский Ф.А. Указ. соч. С. 121.
80
Спасский А.А. Указ. соч. С. 565.
81
Васильев А.А. История византийской империи. С. 135.
172
объективныеверное понимание Феодосием исторического мо-
мента
82
. В отличие от других представителей церковной исто-
риографии, Н.Ф. Чернявский считал определяющими мотивы
второго рода. Феодосий как человек с острым политическим
умом, обязан был просчитывать свои поступки. Принимая ни-
кейство, он наверняка взвесил и оценил его ценность в полити-
ческом отношении. Очевидно также, что ему следовало считать-
ся с
религиозной политикой западного соправителяГрациана,
а она была никейской
83
.
Так или иначе, крещение и признание в никейском учении
православия открыло Феодосию выход в сферу церковной жиз-
ни. Став членом церкви, по праву императора он занялся уст-
ройством церковных дел. Свидетельства древних церковных ав-
торов и выводы историков рубежа ХIХХХ вв. показывали, что
согласно христианским идеалам IV–V вв. главной
задачей импе-
раторской власти являлось учреждение царства Божия через
распространение христианской веры и установление ее единст-
ва. Отсюда главной целью Феодосия, как и Константина Вели-
кого, стало достижение религиозного единства, необходимого
для обеспечения целостности и стабильности государства
84
.
В начале ХХ в. историки пытались объяснить возникнове-
ние и развитие этого религиозно-политического принципа на-
следием греко-римского мира. Но если А.А. Спасский только
образно замечал, что «в лице Феодосия воскрес древний языче-
ский pontifex maximus, соединявший в одних руках sacerdotium и
imperium»
85
, подчеркивая настойчивость и принципиальность
церковной политики Феодосия, то многими историками эта фра-
за понималась буквально и стала ключевой в объяснении прин-
ципов религиозной политики императора.
Так, характеризуя политический склад ума Феодосия,
Н.Ф. Чернявский и А.В. Карташев находили в нем «сына чинов-
82
Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 162–164.
83
Там же. С. 168–174.
84
Ср.: Сократ Схоластик. Указ. соч. Кн. V. Гл. 7–8; Болотов В.В. Собра-
ниеТ. 4. С. 78–79; Спасский А.А. Указ. соч. С. 568, 638; Гидулянов П.В. Указ.
соч. С. 445–446; Успенский Ф.И. История византийской империи. С. 102.
85
Спасский А.А. Указ. соч. С. 565.
сти, благочестии и приверженности никейству77. Но моменту                       объективные – верное понимание Феодосием исторического мо-
крещения, произошедшему вскоре после вступления августа во                      мента82. В отличие от других представителей церковной исто-
власть, церковные историки придавали особое значение. Со                        риографии, Н.Ф. Чернявский считал определяющими мотивы
времен Сократа и Созомена таинство, совершенное епископом                       второго рода. Феодосий как человек с острым политическим
Асхолием во время тяжелой болезни Феодосия, расценивалось                       умом, обязан был просчитывать свои поступки. Принимая ни-
как перелом в религиозно-политическом сознании императора,                      кейство, он наверняка взвесил и оценил его ценность в полити-
поставивший его в тесную связь с кафолическим христианством                     ческом отношении. Очевидно также, что ему следовало считать-
и предопределивший направление и характер его религиозной                       ся с религиозной политикой западного соправителя – Грациана,
политики78. Изменение религиозного настроения Феодосия цер-                     а она была никейской83.
ковные историки объясняли по аналогии с выбором веры Кон-                             Так или иначе, крещение и признание в никейском учении
стантином Великим. Ф.А. Терновский, к примеру, усматривал в                     православия открыло Феодосию выход в сферу церковной жиз-
крещении Феодосия следствие религиозного страха и боязни                        ни. Став членом церкви, по праву императора он занялся уст-
повторить судьбу Валента79. А.А. Спасский находил, что «воен-                   ройством церковных дел. Свидетельства древних церковных ав-
ные доблести часто соединяются с религиозным одушевлени-                        торов и выводы историков рубежа ХIХ–ХХ вв. показывали, что
ем», и проводил прямую параллель обращения в христианство                       согласно христианским идеалам IV–V вв. главной задачей импе-
Феодосия Великого и Константина Великого80. Таким образом,                      раторской власти являлось учреждение царства Божия через
религиозно-психологическая характеристика Феодосия не выхо-                     распространение христианской веры и установление ее единст-
дила за пределы, очерченные древней церковной историографи-                     ва. Отсюда главной целью Феодосия, как и Константина Вели-
ей, хотя и получала более свободную интерпретацию.                              кого, стало достижение религиозного единства, необходимого
      В отличие от церковных историков, византинистом                           для обеспечения целостности и стабильности государства84.
А.А. Васильевым было высказано предположение, что до вступ-                           В начале ХХ в. историки пытались объяснить возникнове-
ления на высокий государственный пост Феодосий слабо инте-                      ние и развитие этого религиозно-политического принципа на-
ресовался христианскими идеями. Но почему император принял                      следием греко-римского мира. Но если А.А. Спасский только
крещение именно от православного епископа Асхолия, историк                      образно замечал, что «в лице Феодосия воскрес древний языче-
не разъяснял81.                                                                 ский pontifex maximus, соединявший в одних руках sacerdotium и
      Н.Ф. Чернявский выделил два рода мотивов, повлиявших                      imperium»85, подчеркивая настойчивость и принципиальность
на религиозный характер Феодосия. Субъективные – склонность                     церковной политики Феодосия, то многими историками эта фра-
Феодосия к никейству как результат воспитания и влияния (се-                    за понималась буквально и стала ключевой в объяснении прин-
мьи, жены Флассилы и епископа фессалоникийского Асхолия) и                      ципов религиозной политики императора.
                                                                                      Так, характеризуя политический склад ума Феодосия,
    77
       Терновский Ф.А. Греко-восточная церковь… С. 121; Чернявский Н.Ф.         Н.Ф. Чернявский и А.В. Карташев находили в нем «сына чинов-
Император Феодосий Великий… С. 159; Карташев А.В. Вселенские соборы.
С. 131.
    78                                                                             82
       Ср.: Сократ Схоластик. Указ. соч. Кн. V. Гл. 6; Гидулянов П.В. Восточ-          Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 162–164.
                                                                                   83
ные патриархи… С. 426; Спасский А.А. Указ. соч. С. 567; Поснов М.Э. История            Там же. С. 168–174.
                                                                                    84
христианской церкви. С. 265.                                                           Ср.: Сократ Схоластик. Указ. соч. Кн. V. Гл. 7–8; Болотов В.В. Собра-
    79
       Терновский Ф.А. Указ. соч. С. 121.                                       ние… Т. 4. С. 78–79; Спасский А.А. Указ. соч. С. 568, 638; Гидулянов П.В. Указ.
    80
       Спасский А.А. Указ. соч. С. 565.                                         соч. С. 445–446; Успенский Ф.И. История византийской империи. С. 102.
    81                                                                              85
       Васильев А.А. История византийской империи. С. 135.                             Спасский А.А. Указ. соч. С. 565.

                                    171                                                                              172