ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
167
2. Религиозная политика Феодосия Великого и ее роль
в становлении православной христианской империи
Эпоха Феодосия Великого (379–395 гг.) завершает IV в. и
подводит итоги церковно-государственных отношений в Рим-
ской империи. Во внутренней истории церкви она совпадает с
заключительным этапом тринитарных споров и оформлением
ортодоксального христианства. Во многом благодаря активному
участию государственной власти
в лице императора закладыва-
ются основы автокефалии Восточной церкви, оформляются
принципы союза церкви и государства. Все это обусловило при-
стальное внимание историков к личности и политике основателя
православной империи. Парадоксально, но факт – при всем этом
специальных исследований эпохи Феодосия Великого в отечест-
венной историографии второй половины ХIХ – начала ХХ в
. мы
находим очень немного. В большинстве исторических работ от-
мечаются только главные вехи религиозной политики Феодосия
Великого и дается определенная оценка им в контексте христи-
анской или византийской истории. Так, В.В. Болотов в соответ-
ствующем разделе лекций высоко оценивал заслуги Феодосия по
утверждению православия на Востоке, но главное внимание
со-
средоточил на отношениях императора с представителями хри-
стианского клира, прежде всего – Амвросием Медиоланским
68
.
Отдельные сюжеты и общие закономерности религиозной поли-
тики Феодосия Великого рассмотрены в работе В. Кипарисова в
контексте проблемы «религия-государство»
69
. А.А. Спасский и
А.В. Карташев обращались к церковно-политической деятельно-
сти императора в связи с историей Второго Вселенского собо-
ра
70
. Ф.И. Успенский и А.А. Васильев главное внимание уделяли
68
Болотов В.В. Собрание церковно-исторических сочинений. Т. 4. Лекции
по истории древней церкви в период Вселенских соборов. I. Церковь и госу-
дарство. II. Церковный строй. М., 2002. С. 78–84.
69
Кипарисов В. О свободе совести. Опыт исследования вопроса в области
истории церкви и государства с I по IХ вв. Вып. 1. М., 1883.
70
Спасский А.А. История догматических движений в эпоху вселенских со-
боров (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос
(История учения о св. Троице). Сергиев Посад, 1914. С. 564–642; Карта-
шев А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002. С. 130–148.
168
результатам антиязыческой политики Феодосия Великого и
только в общих чертах указывали на оформление системы цер-
ковно-государственных отношений к концу IV в.
71
Важный вклад в изучение церковно-государственных от-
ношений в Римской империи при Феодосии Великом внес
П.В. Гидулянов. В его солидном систематическом труде эта эпо-
ха предстает главным этапом становления «православного хри-
стианского царства», когда происходит окончательное сближе-
ние институтов церковной и гражданской власти, утверждается
высшая церковно-правительственная власть императора
и оформ-
ляются приоритеты политики православного государя
72
.
Специальное исследование царствования Феодосия Вели-
кого в «церковно-историческом отношении» было осуществлено
представителем московской церковно-исторической школы Н.Ф.
Чернявским
73
. Несмотря на то, что работа не лишена элементов
компиляции, ее значение как обобщающего труда не вызывает
сомнений. Автор использовал практически все виды источников
(сочинения древних христианских и языческих авторов, законо-
дательные и юридические памятники, внутрицерковные доку-
менты), а также значительное количество работ отечественных и
зарубежных историков конца ХIХ – начала
ХХ в. Исследование
религиозной политики Феодосия Великого предваряется под-
робными сведениями о его биографии (гл. 1), реконструкцией
его «религиозного и церковно-политического миросозерцания»
(гл. 3) и обзором практики религиозно-государственных отно-
шений в Римской империи «до Феодосия» (гл. 2). Религиозная
политика Феодосия Великого подробно рассматривается в трех
аспектах: 1) Второй Вселенский собор и его
место в системе
церковной политики императора; 2) политика по отношению к
еретикам; 3) антиязыческая политика как история «последней
71
Успенский Ф.И. История византийской империи VI–IХ вв. М., 1999.
С. 101–103; Васильев А.А. История византийской империи. Время до Кресто-
вых походов. СПб., 2000. С. 135–139.
72
Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период первых четырех вселен-
ских соборов. Ярославль, 1908. С. 426–746.
73
Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Великий и его царствование в
церковно-историческом отношении. Сергиев Посад, 1913.
2. Религиозная политика Феодосия Великого и ее роль результатам антиязыческой политики Феодосия Великого и в становлении православной христианской империи только в общих чертах указывали на оформление системы цер- ковно-государственных отношений к концу IV в.71 Эпоха Феодосия Великого (379–395 гг.) завершает IV в. и Важный вклад в изучение церковно-государственных от- подводит итоги церковно-государственных отношений в Рим- ношений в Римской империи при Феодосии Великом внес ской империи. Во внутренней истории церкви она совпадает с П.В. Гидулянов. В его солидном систематическом труде эта эпо- заключительным этапом тринитарных споров и оформлением ха предстает главным этапом становления «православного хри- ортодоксального христианства. Во многом благодаря активному стианского царства», когда происходит окончательное сближе- участию государственной власти в лице императора закладыва- ние институтов церковной и гражданской власти, утверждается ются основы автокефалии Восточной церкви, оформляются высшая церковно-правительственная власть императора и оформ- принципы союза церкви и государства. Все это обусловило при- ляются приоритеты политики православного государя72. стальное внимание историков к личности и политике основателя Специальное исследование царствования Феодосия Вели- православной империи. Парадоксально, но факт – при всем этом кого в «церковно-историческом отношении» было осуществлено специальных исследований эпохи Феодосия Великого в отечест- представителем московской церковно-исторической школы Н.Ф. венной историографии второй половины ХIХ – начала ХХ в. мы Чернявским73. Несмотря на то, что работа не лишена элементов находим очень немного. В большинстве исторических работ от- компиляции, ее значение как обобщающего труда не вызывает мечаются только главные вехи религиозной политики Феодосия сомнений. Автор использовал практически все виды источников Великого и дается определенная оценка им в контексте христи- (сочинения древних христианских и языческих авторов, законо- анской или византийской истории. Так, В.В. Болотов в соответ- дательные и юридические памятники, внутрицерковные доку- ствующем разделе лекций высоко оценивал заслуги Феодосия по менты), а также значительное количество работ отечественных и утверждению православия на Востоке, но главное внимание со- зарубежных историков конца ХIХ – начала ХХ в. Исследование средоточил на отношениях императора с представителями хри- религиозной политики Феодосия Великого предваряется под- стианского клира, прежде всего – Амвросием Медиоланским68. робными сведениями о его биографии (гл. 1), реконструкцией Отдельные сюжеты и общие закономерности религиозной поли- его «религиозного и церковно-политического миросозерцания» тики Феодосия Великого рассмотрены в работе В. Кипарисова в (гл. 3) и обзором практики религиозно-государственных отно- контексте проблемы «религия-государство»69. А.А. Спасский и шений в Римской империи «до Феодосия» (гл. 2). Религиозная А.В. Карташев обращались к церковно-политической деятельно- политика Феодосия Великого подробно рассматривается в трех сти императора в связи с историей Второго Вселенского собо- аспектах: 1) Второй Вселенский собор и его место в системе ра70. Ф.И. Успенский и А.А. Васильев главное внимание уделяли церковной политики императора; 2) политика по отношению к еретикам; 3) антиязыческая политика как история «последней 68 Болотов В.В. Собрание церковно-исторических сочинений. Т. 4. Лекции по истории древней церкви в период Вселенских соборов. I. Церковь и госу- 71 дарство. II. Церковный строй. М., 2002. С. 78–84. Успенский Ф.И. История византийской империи VI–IХ вв. М., 1999. 69 Кипарисов В. О свободе совести. Опыт исследования вопроса в области С. 101–103; Васильев А.А. История византийской империи. Время до Кресто- истории церкви и государства с I по IХ вв. Вып. 1. М., 1883. вых походов. СПб., 2000. С. 135–139. 70 72 Спасский А.А. История догматических движений в эпоху вселенских со- Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период первых четырех вселен- боров (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос ских соборов. Ярославль, 1908. С. 426–746. 73 (История учения о св. Троице). Сергиев Посад, 1914. С. 564–642; Карта- Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Великий и его царствование в шев А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002. С. 130–148. церковно-историческом отношении. Сергиев Посад, 1913. 167 168
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 82
- 83
- 84
- 85
- 86
- …
- следующая ›
- последняя »