Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 85 стр.

UptoLike

Составители: 

169
борьбы» христианства с язычеством. Исследование каждого на-
правления предваряется «историей вопроса». Словом, историче-
ская проблема, при всей ее конкретности, хронологически и те-
матически разворачивается максимально полно и подробно. По-
добный алгоритм исследованиясистематического и масштаб-
ного, поставленного в прямое соответствие с исторической рет-
роспективой вопроса и его последствиями, является отражением
господствовавшего
в историографии конца ХIХначала ХХ в.
позитивистского метода и неогегельянского воззрения на сущ-
ность исторического процесса. Солидный объем (более 600 стра-
ниц) и подробное освещение всех сторон религиозно-политичес-
кой деятельности не только Феодосия Великого, но и его пред-
шественников придает работе энциклопедический характер, что
определяет его значение для
современных историков.
Древняя историографическая традиция оценок церковно-
исторических событий и исторических лиц, как мы не раз убеж-
дались, имела определенное влияние на отечественную историо-
графию второй половины ХIХначала ХХ в. В рамках этой
традиции, пожалуй, ни о ком из христианских государей нет от-
зывов более благоприятных, чем об императоре
Феодосии. Па-
вел Орозий писал, что он был «менее император, чем служитель
Божий». Созомен, подводя итоги его царствования, говорил, что
Феодосий умер, «приумножив церкви до наибольшего». Св. Ам-
вросий Медиоланский оценивал его заслуги перед церковью на-
равне с иудейским царем Иосией. Причем в сравнении с преды-
дущими государями, которые способствовали
распространению
христианства косвенными методамипутем стеснения инове-
рия, Феодосий действовал прямымраспространением христи-
анства среди язычников. Таким образом, «приумножение» церк-
ви Феодосием происходило как через распространение Еванге-
лия, так и утверждение догматического правоверия
74
. Вторая
заслуга императора, согласно древним историкам, состояла в том,
что присоединение к церкви язычников и еретиков совершалось
ненасильственными мерами. Ограничение внешних сторон про-
явления языческого культа ничего общего с насилием не имело,
74
Цит. по: Кипарисов В. О свободе совести. С. 245–246.
170
только служило цели выработать у народа «привычку» посещать
вместо языческих святилищ христианские храмы. Еретиков же
Феодосий только «склонял» к правой вере, без всяких последст-
вий для «твердых». В исповедании христианской веры, по сло-
вам Сократа, Феодосий позволил всем «держаться того мнения,
какое кто имел»
75
.
Взгляды церковных историков Нового времени совпадали
с представителями древней церковной историографии только в
первом пунктепризнавалось, что христианство в правление
Феодосия Великого действительно возросло в количественном и
качественном отношении. Но оценка значения этого результата
для внутреннего состояния церкви была неоднозначной. Выска-
зывались сомнениянасколько полезны были для церкви при-
обретения
в лице случайных или вынужденных прозелитов и в
виде политической зависимости от государства. Относительно
методов утверждения православия Феодосием Великим мнения
историков были диаметрально противоположныили импера-
тору приписывали прямые репрессии против язычников и ерети-
ков, или же находили, что «приумножение» церкви совершалось
им без всякого притеснения граждан, не примкнувших к право
-
славному христианству. Обратимся к анализу и оценкам религи-
озной политики Феодосия Великого в отечественной историо-
графии второй половины ХIХначала ХХ в.
2.1. Религиозно-политическое мировоззрение Феодосия
Великого и его церковная политика
Феодосий, происходивший из военного аристократическо-
го рода, давно служившего империи, был провозглашен авгу-
стом 19 января 379 г. по
настоянию западного императора Гра-
циана, оценившего его военные и организаторские таланты
76
. О
содержании религиозных воззрений Феодосия до этого момента
историки высказывали разные предположения. Наиболее тради-
ционным было представление об его изначальной религиозно-
75
Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. V. Гл. 7. С. 211.
76
Спасский А.А. История догматических движений. С. 565.
борьбы» христианства с язычеством. Исследование каждого на-       только служило цели выработать у народа «привычку» посещать
правления предваряется «историей вопроса». Словом, историче-      вместо языческих святилищ христианские храмы. Еретиков же
ская проблема, при всей ее конкретности, хронологически и те-     Феодосий только «склонял» к правой вере, без всяких последст-
матически разворачивается максимально полно и подробно. По-       вий для «твердых». В исповедании христианской веры, по сло-
добный алгоритм исследования – систематического и масштаб-        вам Сократа, Феодосий позволил всем «держаться того мнения,
ного, поставленного в прямое соответствие с исторической рет-     какое кто имел»75.
роспективой вопроса и его последствиями, является отражением            Взгляды церковных историков Нового времени совпадали
господствовавшего в историографии конца ХIХ – начала ХХ в.        с представителями древней церковной историографии только в
позитивистского метода и неогегельянского воззрения на сущ-       первом пункте – признавалось, что христианство в правление
ность исторического процесса. Солидный объем (более 600 стра-     Феодосия Великого действительно возросло в количественном и
ниц) и подробное освещение всех сторон религиозно-политичес-      качественном отношении. Но оценка значения этого результата
кой деятельности не только Феодосия Великого, но и его пред-      для внутреннего состояния церкви была неоднозначной. Выска-
шественников придает работе энциклопедический характер, что       зывались сомнения – насколько полезны были для церкви при-
определяет его значение для современных историков.                обретения в лице случайных или вынужденных прозелитов и в
      Древняя историографическая традиция оценок церковно-        виде политической зависимости от государства. Относительно
исторических событий и исторических лиц, как мы не раз убеж-      методов утверждения православия Феодосием Великим мнения
дались, имела определенное влияние на отечественную историо-      историков были диаметрально противоположны – или импера-
графию второй половины ХIХ – начала ХХ в. В рамках этой           тору приписывали прямые репрессии против язычников и ерети-
традиции, пожалуй, ни о ком из христианских государей нет от-     ков, или же находили, что «приумножение» церкви совершалось
зывов более благоприятных, чем об императоре Феодосии. Па-        им без всякого притеснения граждан, не примкнувших к право-
вел Орозий писал, что он был «менее император, чем служитель      славному христианству. Обратимся к анализу и оценкам религи-
Божий». Созомен, подводя итоги его царствования, говорил, что     озной политики Феодосия Великого в отечественной историо-
Феодосий умер, «приумножив церкви до наибольшего». Св. Ам-        графии второй половины ХIХ – начала ХХ в.
вросий Медиоланский оценивал его заслуги перед церковью на-
равне с иудейским царем Иосией. Причем в сравнении с преды-            2.1. Религиозно-политическое мировоззрение Феодосия
дущими государями, которые способствовали распространению         Великого и его церковная политика
христианства косвенными методами – путем стеснения инове-
                                                                       Феодосий, происходивший из военного аристократическо-
рия, Феодосий действовал прямым – распространением христи-
                                                                  го рода, давно служившего империи, был провозглашен авгу-
анства среди язычников. Таким образом, «приумножение» церк-
                                                                  стом 19 января 379 г. по настоянию западного императора Гра-
ви Феодосием происходило как через распространение Еванге-
                                                                  циана, оценившего его военные и организаторские таланты76. О
лия, так и утверждение догматического правоверия74. Вторая
                                                                  содержании религиозных воззрений Феодосия до этого момента
заслуга императора, согласно древним историкам, состояла в том,
                                                                  историки высказывали разные предположения. Наиболее тради-
что присоединение к церкви язычников и еретиков совершалось
                                                                  ционным было представление об его изначальной религиозно-
ненасильственными мерами. Ограничение внешних сторон про-
явления языческого культа ничего общего с насилием не имело,
                                                                    75
                                                                         Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. V. Гл. 7. С. 211.
  74                                                                76
       Цит. по: Кипарисов В. О свободе совести. С. 245–246.              Спасский А.А. История догматических движений. С. 565.

                                      169                                                              170