Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 83 стр.

UptoLike

Составители: 

165
Эдикт Грациана 376 г.: «…все места собраний еретиков должны
быть конфискованы, церкви переданы кафоликам, а нарушители
этого постановления строго наказаны», стал первым государст-
венным актом в пользу кафолической церкви
62
. Таким образом, в
первые годы царствования Грациана формируются начала той
программы религиозной политики, которая в истории христиан-
ской церкви прочно связана с именем Феодосия Великого.
Церковная политика императоров рассматриваемого перио-
да отличается ясно выраженным стремлением к веротерпимости в
отношении язычества и разных христианских течений. Даже
правление Валента, активного сторонника «умеренного»
арианст-
ва, не нарушало этой общей закономерности. Историки связывали
такую кардинальную перемену в церковной политике государст-
венной власти с изменением ситуации внутри самой церкви. На-
сильственные мероприятия Констанция по достижению церков-
ного мира, а также деятельность новоникейской партии ускорили
разложение антиникейского направления; богословие свв. Васи-
лия Великого и Григория Богослова подвело
итог тринитарным
спорам и послужило основанием для догматического объедине-
ния церкви
63
. Кроме того, сами представители церкви, в частно-
сти, св. Григорий Богослов, рекомендовали бороться с язычест-
вом «благостию», «то есть жизнью, полной любви к ближнему,
которая побеждает сердца самые непреклонные»
64
.
Неудивительно, что известный немецкий историк ХIХ в.
И. Гизелер, цитируемый отечественными авторами, называл пе-
риод со смерти Иовиана до восьмидесятых годов IV в. периодом
«всеобщей религиозной свободы»
65
. Несмотря на явное преуве-
личение, такое определение имело под собой серьезные основа-
ния. По подсчетам В. Кипарисова, в титулах Кодекса Феодосия
от 364 по 379 гг. количество законов, изданных по религиозным
вопросам, представляет следующую картину: об иудеяхни од-
62
Гидулянов П.В. Указ. соч. С. 471; Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 448.
63
Подробнее см.: Спасский А.А. Указ. соч. С. 474–563; Болотов В.В. Лек-
цииТ. 4. С. 474–564; Карташев А.В. Вселенские соборы. С. 112–125.
64
Цит. по: Кипарисов В. Указ. соч. С. 224.
65
См. сноску у Кипарисова В. Указ. соч. С. 224: Gieseler J. Lehrbuch der
Kirchengeschichte. Bonn, 1831. I. S. 21–23.
166
ного, о язычникахни одного, о еретикахдва, об отступниках
ни одного. Между тем количество законов по всем этим титу-
лам в оставшиеся годы IV столетия простирается до пятидесяти
четырех
66
.
Несмотря на существенный прогресс в развитии принци-
пов зрелой религиозной политики, произошедший к концу се-
мидесятых годов IV в., законодательного оформления отноше-
ний государства и церкви при преемниках Константина Велико-
го не было осуществлено. На объективные причины такого по-
ложения указывал Ф.А. Курганов: во-первых, не существовало
кодекса церковных правил,
который был принят всей церковью
и известен государству; во-вторых, не была точно определена и
установлена центральная власть церкви. Только к последней чет-
верти IV в. появились эти необходимые условия для установле-
ния более точных отношений между церковью и государством
67
.
В целом при освещении отношений христианской церкви
и государства в 40–70-е гг. IV в. отечественная историография
рубежа ХIХХХ вв. стремилась пересмотреть наиболее тенден-
циозные, однополярные оценки, данные христианской традици-
ей отдельным императорам и их религиозной политике. В каче-
стве важного требования к историческому исследованию был
сформулирован принцип объективности, учитывающий
весь
комплекс последствий отдельных церковно-исторических фак-
тов. В изучении указанного периода главный интерес для исто-
риков сосредоточивался на изменениях в положении церкви при
преемниках Константина Великого, развитии принципов цер-
ковно-государственного строительства, создании предпосылок к
оформлению системы церковно-государственных отношений и
религиозной политики христианских императоров к последней
четверти IV в.
66
Кипарисов В. Указ. соч. С. 224.
67
Курганов Ф.А. ОтношенияС. 55–56.
Эдикт Грациана 376 г.: «…все места собраний еретиков должны                     ного, о язычниках – ни одного, о еретиках – два, об отступниках
быть конфискованы, церкви переданы кафоликам, а нарушители                      – ни одного. Между тем количество законов по всем этим титу-
этого постановления строго наказаны», стал первым государст-                    лам в оставшиеся годы IV столетия простирается до пятидесяти
венным актом в пользу кафолической церкви62. Таким образом, в                   четырех66.
первые годы царствования Грациана формируются начала той                              Несмотря на существенный прогресс в развитии принци-
программы религиозной политики, которая в истории христиан-                     пов зрелой религиозной политики, произошедший к концу се-
ской церкви прочно связана с именем Феодосия Великого.                          мидесятых годов IV в., законодательного оформления отноше-
       Церковная политика императоров рассматриваемого перио-                   ний государства и церкви при преемниках Константина Велико-
да отличается ясно выраженным стремлением к веротерпимости в                    го не было осуществлено. На объективные причины такого по-
отношении язычества и разных христианских течений. Даже                         ложения указывал Ф.А. Курганов: во-первых, не существовало
правление Валента, активного сторонника «умеренного» арианст-                   кодекса церковных правил, который был принят всей церковью
ва, не нарушало этой общей закономерности. Историки связывали                   и известен государству; во-вторых, не была точно определена и
такую кардинальную перемену в церковной политике государст-                     установлена центральная власть церкви. Только к последней чет-
венной власти с изменением ситуации внутри самой церкви. На-                    верти IV в. появились эти необходимые условия для установле-
сильственные мероприятия Констанция по достижению церков-                       ния более точных отношений между церковью и государством67.
ного мира, а также деятельность новоникейской партии ускорили                         В целом при освещении отношений христианской церкви
разложение антиникейского направления; богословие свв. Васи-                    и государства в 40–70-е гг. IV в. отечественная историография
лия Великого и Григория Богослова подвело итог тринитарным                      рубежа ХIХ–ХХ вв. стремилась пересмотреть наиболее тенден-
спорам и послужило основанием для догматического объедине-                      циозные, однополярные оценки, данные христианской традици-
ния церкви63. Кроме того, сами представители церкви, в частно-                  ей отдельным императорам и их религиозной политике. В каче-
сти, св. Григорий Богослов, рекомендовали бороться с язычест-                   стве важного требования к историческому исследованию был
вом «благостию», «то есть жизнью, полной любви к ближнему,                      сформулирован принцип объективности, учитывающий весь
которая побеждает сердца самые непреклонные»64.                                 комплекс последствий отдельных церковно-исторических фак-
       Неудивительно, что известный немецкий историк ХIХ в.                     тов. В изучении указанного периода главный интерес для исто-
И. Гизелер, цитируемый отечественными авторами, называл пе-                     риков сосредоточивался на изменениях в положении церкви при
риод со смерти Иовиана до восьмидесятых годов IV в. периодом                    преемниках Константина Великого, развитии принципов цер-
«всеобщей религиозной свободы»65. Несмотря на явное преуве-                     ковно-государственного строительства, создании предпосылок к
личение, такое определение имело под собой серьезные основа-                    оформлению системы церковно-государственных отношений и
ния. По подсчетам В. Кипарисова, в титулах Кодекса Феодосия                     религиозной политики христианских императоров к последней
от 364 по 379 гг. количество законов, изданных по религиозным                   четверти IV в.
вопросам, представляет следующую картину: об иудеях – ни од-

   62
       Гидулянов П.В. Указ. соч. С. 471; Чернявский Н.Ф. Указ. соч. С. 448.
   63
       Подробнее см.: Спасский А.А. Указ. соч. С. 474–563; Болотов В.В. Лек-
ции… Т. 4. С. 474–564; Карташев А.В. Вселенские соборы. С. 112–125.
    64
       Цит. по: Кипарисов В. Указ. соч. С. 224.
    65                                                                            66
       См. сноску у Кипарисова В. Указ. соч. С. 224: Gieseler J. Lehrbuch der          Кипарисов В. Указ. соч. С. 224.
                                                                                  67
Kirchengeschichte. Bonn, 1831. I. S. 21–23.                                            Курганов Ф.А. Отношения… С. 55–56.

                                    165                                                                            166