ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
161
Наряду с искренним православием, засвидетельствован-
ным во время правления Юлиана
43
, Валентиниан был лишен ре-
лигиозного фанатизма и держался принципа невмешательства в
делах религии. В самом начале своего правления он издал закон,
на основании которого каждому предоставлялась свободная
возможность «почитать то, что он имеет в душе»
44
. Единствен-
ными его мерами против еретиков стали два закона – запрет ре-
лигиозных собраний манихеев и повторного крещения донати-
стов. Обе меры не были карательными, так как диктовались по-
литическими соображениями. Преследование манихеев красной
нитью проходило через всю законодательную деятельность рим-
ских императоров и имело политическим подтекстом отношения
с Персией
45
. Указ против донатистов, вероятно, диктовался стрем-
лением преодоления церковного раскола. В целом Валентиниан
остался верен тем началам, какие объявил в первые дни своего
царствования.
Язычество в правление Валентиниана пользовалось пол-
ной терпимостью: он оставил неприкосновенными не только
официальные формы языческого культа, но и «гадательные жерт-
воприношения», отождествив их с официальными.
На основании
того же принципа он допустил элевсинские мистерии. Запрету
подверглись только «ночные» (тайные) жертвоприношения. Осо-
бым указом Валентиниан оградил языческое культовое и храмо-
вое имущество от расхищения, восстановил древние привилегии
жречества, освободив его от куриальных повинностей и пыток.
Вместе с тем им были сокращены государственные расходы на
нужды языческого культа
, установленные Юлианом, предприня-
та попытка вернуть часть государственных средств, затраченных
последним, через жрецов
46
.
43
По свидетельству древних церковных историков, Валентиниан отказался
участвовать в языческих церемониях и был вынужден покинуть службу: Со-
крат Схоластик. Указ. соч. Кн. IV. Гл. 1; Феодорит Кирский. Указ. соч. Кн. IV.
Гл. 6.
44
Цит. по: Васильев А.А. Указ. соч. С. 134; Ср.: Болотов В.В. Указ. соч. Т. 4.
С. 78; Спасский А.А. Указ. соч. С. 134; Гидулянов П.В. Указ. соч. С. 331.
45
Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Великий… С. 445.
46
Кипарисов В. О свободе совести. С. 227–229; Чернявский Н.Ф. Указ. соч.
С. 583–584.
162
Таким же принципом справедливости Валентиниан руко-
водствовался в отношении христианской церкви. Он проявлял
терпимость ко всем христианским сектам и даже взял на себя
апологию свободы совести и ее пропаганду в среде христиан-
ского клира. В частности, он отказался удалить с мест еписко-
пов, не сочувствовавших никейству; всем церквам предоставил
право выбора
предстоятелей; восстановил привилегии духовен-
ства; объявил воскресенье и Пасху государственными праздни-
ками. Но Валентиниан принимал меры и против злоупотребле-
ний со стороны клира. Отсюда – законы, ограничившие пассив-
ную завещательную способность духовенства и против перехода
куриалов в духовное сословие
47
.
Меры последнего рода подтверждают приоритет государ-
ственных интересов в религиозной политике Валентиниана. Это
давало историкам основания считать его «религиозно прохлад-
ным и толерантным» политиком. Заслуги его в церковной сфере,
по мнению А.В. Карташева, исчерпываются тем, что он предос-
тавил Западу свободу быть самим собой и тот «быстро выздоро-
вел
от чуждых и извне навязанных ему антиникейских фор-
мул»
48
. В том же свете рассматривал значение «беспартийной»
религиозной политики Валентиниана и А.А. Спасский
49
.
Оценки церковной политики императора Валента, пра-
вившего на Востоке, в историографии со временем претерпевали
значительные изменения. Церковные историки V в. изображали
его правление как сплошное гонение на лиц никейского образа
мыслей, тогда как его отношение к язычеству считалось терпи-
мым
50
. К концу ХIХ в. такое воззрение по-прежнему находило
сторонников
51
. Но большинство историков теперь считали со-
общения древних авторов о жестоких репрессиях Валента про-
тив православной партии явным преувеличением. Они рассмат-
47
Спасский А.А. История догматических движений. С. 451–452; Кипари-
сов В. Указ. соч. С. 229–230; Гидулянов П.В. Восточные патриархи… С. 331–
332; Васильев А.А. История византийской империи. С. 134.
48
Карташев А.В. Вселенские соборы. С. 105.
49
Спасский А.А. Указ. соч. С. 452.
50
См., например: Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. IV. Гл. 2, 16.
51
Терновский Ф.А. Грековосточная церковь… С. 111–117.
Наряду с искренним православием, засвидетельствован- Таким же принципом справедливости Валентиниан руко- ным во время правления Юлиана43, Валентиниан был лишен ре- водствовался в отношении христианской церкви. Он проявлял лигиозного фанатизма и держался принципа невмешательства в терпимость ко всем христианским сектам и даже взял на себя делах религии. В самом начале своего правления он издал закон, апологию свободы совести и ее пропаганду в среде христиан- на основании которого каждому предоставлялась свободная ского клира. В частности, он отказался удалить с мест еписко- возможность «почитать то, что он имеет в душе»44. Единствен- пов, не сочувствовавших никейству; всем церквам предоставил ными его мерами против еретиков стали два закона – запрет ре- право выбора предстоятелей; восстановил привилегии духовен- лигиозных собраний манихеев и повторного крещения донати- ства; объявил воскресенье и Пасху государственными праздни- стов. Обе меры не были карательными, так как диктовались по- ками. Но Валентиниан принимал меры и против злоупотребле- литическими соображениями. Преследование манихеев красной ний со стороны клира. Отсюда – законы, ограничившие пассив- нитью проходило через всю законодательную деятельность рим- ную завещательную способность духовенства и против перехода ских императоров и имело политическим подтекстом отношения куриалов в духовное сословие47. с Персией45. Указ против донатистов, вероятно, диктовался стрем- Меры последнего рода подтверждают приоритет государ- лением преодоления церковного раскола. В целом Валентиниан ственных интересов в религиозной политике Валентиниана. Это остался верен тем началам, какие объявил в первые дни своего давало историкам основания считать его «религиозно прохлад- царствования. ным и толерантным» политиком. Заслуги его в церковной сфере, Язычество в правление Валентиниана пользовалось пол- по мнению А.В. Карташева, исчерпываются тем, что он предос- ной терпимостью: он оставил неприкосновенными не только тавил Западу свободу быть самим собой и тот «быстро выздоро- официальные формы языческого культа, но и «гадательные жерт- вел от чуждых и извне навязанных ему антиникейских фор- воприношения», отождествив их с официальными. На основании мул»48. В том же свете рассматривал значение «беспартийной» того же принципа он допустил элевсинские мистерии. Запрету религиозной политики Валентиниана и А.А. Спасский49. подверглись только «ночные» (тайные) жертвоприношения. Осо- Оценки церковной политики императора Валента, пра- бым указом Валентиниан оградил языческое культовое и храмо- вившего на Востоке, в историографии со временем претерпевали вое имущество от расхищения, восстановил древние привилегии значительные изменения. Церковные историки V в. изображали жречества, освободив его от куриальных повинностей и пыток. его правление как сплошное гонение на лиц никейского образа Вместе с тем им были сокращены государственные расходы на мыслей, тогда как его отношение к язычеству считалось терпи- нужды языческого культа, установленные Юлианом, предприня- мым50. К концу ХIХ в. такое воззрение по-прежнему находило та попытка вернуть часть государственных средств, затраченных сторонников51. Но большинство историков теперь считали со- последним, через жрецов46. общения древних авторов о жестоких репрессиях Валента про- тив православной партии явным преувеличением. Они рассмат- 43 По свидетельству древних церковных историков, Валентиниан отказался участвовать в языческих церемониях и был вынужден покинуть службу: Со- 47 крат Схоластик. Указ. соч. Кн. IV. Гл. 1; Феодорит Кирский. Указ. соч. Кн. IV. Спасский А.А. История догматических движений. С. 451–452; Кипари- Гл. 6. сов В. Указ. соч. С. 229–230; Гидулянов П.В. Восточные патриархи… С. 331– 44 Цит. по: Васильев А.А. Указ. соч. С. 134; Ср.: Болотов В.В. Указ. соч. Т. 4. 332; Васильев А.А. История византийской империи. С. 134. 48 С. 78; Спасский А.А. Указ. соч. С. 134; Гидулянов П.В. Указ. соч. С. 331. Карташев А.В. Вселенские соборы. С. 105. 45 49 Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Великий… С. 445. Спасский А.А. Указ. соч. С. 452. 46 50 Кипарисов В. О свободе совести. С. 227–229; Чернявский Н.Ф. Указ. соч. См., например: Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. IV. Гл. 2, 16. 51 С. 583–584. Терновский Ф.А. Грековосточная церковь… С. 111–117. 161 162
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 79
- 80
- 81
- 82
- 83
- …
- следующая ›
- последняя »