ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
159
Недолгое царствование Юлиана представляло для церков-
ной историографии тот интерес, что доказывало неизбежность
становления христианской империи. По точному замечанию
М.Э. Поснова, до правления Юлиана «язычникам думалось, что
они имеют философию, разнообразные культы, римские, грече-
ские, восточные. Когда же все это постарались привести в дей-
ствие, то оказалось, что у них
уже нет живой религии, и вообще
нет ничего твердого и жизненного. Образованными была усвое-
на язычеству эстетико-поэтическая черта. А из господствовав-
шего тогда неоплатонизма вырос языческий либерализм. Не са-
мо собой, внутренне будто бы крепкое, язычество вызвало
Юлиановскую реакцию, но воля самодержца. Поэтому Юлиа-
новская реформация оказалась лишь эпизодом,
который в конце
концов послужил к тому, чтобы доказать всему миру падение
язычества»
36
.
Следующий период истории отношений церкви и государ-
ства в Римской империи расположен между окончанием царст-
вования Юлиана (363 г.) и началом правления Феодосия Вели-
кого (379 г.). Одна из характерных особенностей его освещения
древними церковными историками состояла в стремлении под-
черкнуть сугубо православную направленность политики таких
государей, как Иовиан, Валентиниан и Грациан,
и на этом фоне
выставить их активными борцами против язычества. Историки
Нового времени считали такой взгляд следствием религиозных
пристрастий древних авторов, их желания представить ситуацию
в наиболее выигрышном свете для православия. На деле же ре-
лигиозная терпимость, которая стала главным принципом цер-
ковной политики в указанный период, распространялась в рав-
ной
степени как на христианские толки, так и на язычество, о
чем сами древние авторы неоднократно «проговариваются»
37
.
Недолгое правление Иовиана (с 27 июня 363 г. до середи-
ны февраля 364 г.), который был христианином, засвидетельст-
вовавшим свою веру при Юлиане
38
, дает знаменательный при-
36
Поснов М.Э. История христианской церкви. С. 273.
37
Кипарисов В. Указ. соч. С. 218–222; 225–226; 237.
38
Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. III. Гл. 22; Феодорит Кир-
ский. Церковная история. Кн. IV. Гл. 1.
160
мер отношений церкви и государства. Император приказал воз-
вратить всех сосланных епископов, но предоставил христиан-
ским сектам и язычникам полную свободу в делах веры, находя,
что разногласия – «неизбежный удел человеческой ограничен-
ности»
39
. Эту позицию строгой веротерпимости церковные ис-
торики ставили в заслугу Иовиану. В.В. Болотов подчеркивал,
что император придерживался ее «скорее вопреки требованиям
большинства епископов, чем по их внушениям»
40
. Несмотря на
короткий срок правления, деятельность Иовиана в области церк-
ви оставила немалое впечатление на христианское общество. По
словам христианского историка Филосторгия, «Иовиан восста-
новил в церквах прежний порядок, избавив их всех от оскорбле-
ний, какие нанес им Отступник»
41
.
После внезапной смерти Иовиана согласием легионов и
сената на престол империи был возведен Валентиниан (364–
375), сделавший соправителем своего брата Валента (364–378).
Формальный раздел государства произошел в июне 364 г. Были
созданы отдельные высшие администрации со своими столица-
ми – Медиолан для Запада, Константинополь – для Востока. По-
сле совершившегося раздела братья больше никогда не встреча
-
лись, империя распалась на два фактически самостоятельных
государства
42
. Церковные дела в них пошли различными путями.
Устойчивое историографическое мнение характеризовало Ва-
лентиниана сторонником никейства, Валента – активным при-
верженцем арианства. Отсюда первый получал гораздо более
лестные характеристики, чем второй. Впрочем, принципы и ме-
тоды церковной политики императоров, даже вне зависимости
от их религиозных пристрастий, действительно давали основа-
ния для разных
оценок. Поэтому не только церковные историки,
но и византинисты по-разному относились к императорам Запа-
да и Востока.
39
Сократ Схоластик. Указ. соч. Кн. III. Гл. 25.
40
Болотов В.В. Собрание… Т. 4. С. 77; Ср.: Кипарисов В. Указ. соч. С. 218–
223; Гидулянов П.В. Восточные патриархи…С. 330.
41
Цит. по: Васильев А.А. История византийской империи. С. 134.
42
Спасский А.А. Указ. соч. С. 450; Карташев А.В. Вселенские соборы. С. 105.
Недолгое царствование Юлиана представляло для церков- мер отношений церкви и государства. Император приказал воз- ной историографии тот интерес, что доказывало неизбежность вратить всех сосланных епископов, но предоставил христиан- становления христианской империи. По точному замечанию ским сектам и язычникам полную свободу в делах веры, находя, М.Э. Поснова, до правления Юлиана «язычникам думалось, что что разногласия – «неизбежный удел человеческой ограничен- они имеют философию, разнообразные культы, римские, грече- ности»39. Эту позицию строгой веротерпимости церковные ис- ские, восточные. Когда же все это постарались привести в дей- торики ставили в заслугу Иовиану. В.В. Болотов подчеркивал, ствие, то оказалось, что у них уже нет живой религии, и вообще что император придерживался ее «скорее вопреки требованиям нет ничего твердого и жизненного. Образованными была усвое- большинства епископов, чем по их внушениям»40. Несмотря на на язычеству эстетико-поэтическая черта. А из господствовав- короткий срок правления, деятельность Иовиана в области церк- шего тогда неоплатонизма вырос языческий либерализм. Не са- ви оставила немалое впечатление на христианское общество. По мо собой, внутренне будто бы крепкое, язычество вызвало словам христианского историка Филосторгия, «Иовиан восста- Юлиановскую реакцию, но воля самодержца. Поэтому Юлиа- новил в церквах прежний порядок, избавив их всех от оскорбле- новская реформация оказалась лишь эпизодом, который в конце ний, какие нанес им Отступник»41. концов послужил к тому, чтобы доказать всему миру падение После внезапной смерти Иовиана согласием легионов и язычества»36. сената на престол империи был возведен Валентиниан (364– Следующий период истории отношений церкви и государ- 375), сделавший соправителем своего брата Валента (364–378). ства в Римской империи расположен между окончанием царст- Формальный раздел государства произошел в июне 364 г. Были вования Юлиана (363 г.) и началом правления Феодосия Вели- созданы отдельные высшие администрации со своими столица- кого (379 г.). Одна из характерных особенностей его освещения ми – Медиолан для Запада, Константинополь – для Востока. По- древними церковными историками состояла в стремлении под- сле совершившегося раздела братья больше никогда не встреча- черкнуть сугубо православную направленность политики таких лись, империя распалась на два фактически самостоятельных государей, как Иовиан, Валентиниан и Грациан, и на этом фоне государства42. Церковные дела в них пошли различными путями. выставить их активными борцами против язычества. Историки Устойчивое историографическое мнение характеризовало Ва- Нового времени считали такой взгляд следствием религиозных лентиниана сторонником никейства, Валента – активным при- пристрастий древних авторов, их желания представить ситуацию верженцем арианства. Отсюда первый получал гораздо более в наиболее выигрышном свете для православия. На деле же ре- лестные характеристики, чем второй. Впрочем, принципы и ме- лигиозная терпимость, которая стала главным принципом цер- тоды церковной политики императоров, даже вне зависимости ковной политики в указанный период, распространялась в рав- от их религиозных пристрастий, действительно давали основа- ной степени как на христианские толки, так и на язычество, о ния для разных оценок. Поэтому не только церковные историки, чем сами древние авторы неоднократно «проговариваются»37. но и византинисты по-разному относились к императорам Запа- Недолгое правление Иовиана (с 27 июня 363 г. до середи- да и Востока. ны февраля 364 г.), который был христианином, засвидетельст- вовавшим свою веру при Юлиане38, дает знаменательный при- 39 Сократ Схоластик. Указ. соч. Кн. III. Гл. 25. 36 40 Поснов М.Э. История христианской церкви. С. 273. Болотов В.В. Собрание… Т. 4. С. 77; Ср.: Кипарисов В. Указ. соч. С. 218– 37 Кипарисов В. Указ. соч. С. 218–222; 225–226; 237. 223; Гидулянов П.В. Восточные патриархи…С. 330. 38 41 Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. III. Гл. 22; Феодорит Кир- Цит. по: Васильев А.А. История византийской империи. С. 134. 42 ский. Церковная история. Кн. IV. Гл. 1. Спасский А.А. Указ. соч. С. 450; Карташев А.В. Вселенские соборы. С. 105. 159 160
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 78
- 79
- 80
- 81
- 82
- …
- следующая ›
- последняя »