Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 79 стр.

UptoLike

Составители: 

157
ную» структуру, смута в церкви продолжалась из-за неестест-
венных условий, в которые она была поставлена. Язычество, хо-
тя и потерявшее существенно в своем внешнем статусе, продол-
жало сохранять довольно серьезное влияние в империи. Более
того, назревала реакция, вызванная насильственной политикой
императора. В лице своих выдающихся представителей язычест-
во, не спешившее
сойти с исторической сцены, вынашивало
планы религиозного переворота. Благоприятные условия для их
осуществления были созданы во многом перегибами политики
Констанция, но воспользоваться ими мог человек только опре-
деленного мировоззрения и статуса. Таковым стал последний
прямой наследник Константина ВеликогоЮлиан, получивший
в истории прозвище Отступник.
Для церковных историков, особенно тех, кто
занимался
вопросами внутренней истории церкви, недолгое время правле-
ния Юлиана (361–363 гг.) не представляло серьезного интереса.
Зачастую этот сюжет попросту выпускали из церковно-истори-
ческих работ, воспринимая его как некую «аномалию», не имев-
шую прямого отношения к истории церкви
30
. Подобную пози-
цию можно назвать традиционной: появление Юлиана-богоот-
ступника в среде христианских государей было, по выражению
св. Афанасия, лишь «мимолетным облаком» и составляло ис-
ключение
31
.
Самое полное и систематическое исследование религиоз-
ной политики Юлиана в отечественной церковной историогра-
фии представлено магистерской диссертацией Я. Алфионова,
ставшего впоследствии доцентом Казанской духовной акаде-
мии
32
. Отдельные разделы в лекциях В.В. Болотова, «Истории
христианской церкви» М.Э. Поснова, а также в трудах византи-
нистов Ф.И. Успенского и А.А. Васильева также посвящены
правлению последнего языческого императора. Российскими
30
См., например, указанные выше работы Ф.А. Курганова, П. Лашкарева,
А.Ф. и С.Ф. Терновских, А.В. Карташева.
31
Цит. по: Курганов Ф.А. ОтношенияС. 50.
32
Опубликована впервые в «Православном собеседнике» за 1877 г., затем
отдельно: Алфионов Я. Император Юлиан и его отношение к христианству. М.,
1880.
158
историками был тонко подмечен исторический трагизм государ-
ственной деятельности Юлиана: главные его предприятия были
построены на ложных основаниях, а его идеальное стремление к
восстановлению былого величия языческой империи не имело
ничего общего с потребностями исторического момента
33
.
Оценивая положение церкви в правление Юлиана Отступ-
ника, церковные историки признавали, что, несмотря на внеш-
нее стеснение, благодаря принципиальному невмешательству
императора в ее внутренние дела, оно имело «благие последст-
вия» для положения православного христианства. Во-первых,
возвращение православных епископов из ссылки способствовало
усилению позиций никейской партии. Во-вторых, открытое пре-
небрежение императора внутренними интересами христианства
поставило церковные партии на нейтральную политическую
почву, что позволило трезво оценить достоинство противников и
понять свои собственные недостатки. Предоставленное своей
участи, внутреннее развитие церкви пошло своим естественным
путем. В-третьих, реформы Юлиана заставили спорящие сторо-
ны отложить вражду и сблизиться перед надвигающейся опас-
ностью языческой реформации
. В итоге старания Юлиана ожи-
вить язычество только способствовали успеху никейского дела
34
.
Что касается потерь, которые понесла церковь из-за пере-
хода значительного числа христиан к политеизму за время цар-
ствования Юлиана, историки не были склонны их переоцени-
вать. В. Кипарисов со ссылкой на блаж. Иеронима, который был
свидетелем правления как Констанция, так и Юлиана, указывал,
что в этот переходный период существовал
определенный тип
людей, которые бывали то язычниками, то христианами, в зави-
симости от политической ситуации. В этом свете обращение в
политеизм таких «христиан» представлялось явлением почти
естественным и, во всяком случае, не сказывалось принципиаль-
но на положении церкви
35
.
33
Успенский Ф.И. История византийской империи. С. 77; Алфионов Я.
Указ. соч. С. 460–461.
34
Спасский А.А. История догматических движенийС. 412.
35
Кипарисов В. О свободе совести. С. 217; Ср.: Алфионов Я. Указ. соч.
С. 231–232.
ную» структуру, смута в церкви продолжалась из-за неестест-                 историками был тонко подмечен исторический трагизм государ-
венных условий, в которые она была поставлена. Язычество, хо-               ственной деятельности Юлиана: главные его предприятия были
тя и потерявшее существенно в своем внешнем статусе, продол-                построены на ложных основаниях, а его идеальное стремление к
жало сохранять довольно серьезное влияние в империи. Более                  восстановлению былого величия языческой империи не имело
того, назревала реакция, вызванная насильственной политикой                 ничего общего с потребностями исторического момента33.
императора. В лице своих выдающихся представителей язычест-                       Оценивая положение церкви в правление Юлиана Отступ-
во, не спешившее сойти с исторической сцены, вынашивало                     ника, церковные историки признавали, что, несмотря на внеш-
планы религиозного переворота. Благоприятные условия для их                 нее стеснение, благодаря принципиальному невмешательству
осуществления были созданы во многом перегибами политики                    императора в ее внутренние дела, оно имело «благие последст-
Констанция, но воспользоваться ими мог человек только опре-                 вия» для положения православного христианства. Во-первых,
деленного мировоззрения и статуса. Таковым стал последний                   возвращение православных епископов из ссылки способствовало
прямой наследник Константина Великого – Юлиан, получивший                   усилению позиций никейской партии. Во-вторых, открытое пре-
в истории прозвище Отступник.                                               небрежение императора внутренними интересами христианства
      Для церковных историков, особенно тех, кто занимался                  поставило церковные партии на нейтральную политическую
вопросами внутренней истории церкви, недолгое время правле-                 почву, что позволило трезво оценить достоинство противников и
ния Юлиана (361–363 гг.) не представляло серьезного интереса.               понять свои собственные недостатки. Предоставленное своей
Зачастую этот сюжет попросту выпускали из церковно-истори-                  участи, внутреннее развитие церкви пошло своим естественным
ческих работ, воспринимая его как некую «аномалию», не имев-                путем. В-третьих, реформы Юлиана заставили спорящие сторо-
шую прямого отношения к истории церкви30. Подобную пози-                    ны отложить вражду и сблизиться перед надвигающейся опас-
цию можно назвать традиционной: появление Юлиана-богоот-                    ностью языческой реформации. В итоге старания Юлиана ожи-
ступника в среде христианских государей было, по выражению                  вить язычество только способствовали успеху никейского дела34.
св. Афанасия, лишь «мимолетным облаком» и составляло ис-                          Что касается потерь, которые понесла церковь из-за пере-
ключение31.                                                                 хода значительного числа христиан к политеизму за время цар-
       Самое полное и систематическое исследование религиоз-                ствования Юлиана, историки не были склонны их переоцени-
ной политики Юлиана в отечественной церковной историогра-                   вать. В. Кипарисов со ссылкой на блаж. Иеронима, который был
фии представлено магистерской диссертацией Я. Алфионова,                    свидетелем правления как Констанция, так и Юлиана, указывал,
ставшего впоследствии доцентом Казанской духовной акаде-                    что в этот переходный период существовал определенный тип
мии32. Отдельные разделы в лекциях В.В. Болотова, «Истории                  людей, которые бывали то язычниками, то христианами, в зави-
христианской церкви» М.Э. Поснова, а также в трудах византи-                симости от политической ситуации. В этом свете обращение в
нистов Ф.И. Успенского и А.А. Васильева также посвящены                     политеизм таких «христиан» представлялось явлением почти
правлению последнего языческого императора. Российскими                     естественным и, во всяком случае, не сказывалось принципиаль-
                                                                            но на положении церкви35.
   30
      См., например, указанные выше работы Ф.А. Курганова, П. Лашкарева,
                                                                               33
А.Ф. и С.Ф. Терновских, А.В. Карташева.                                            Успенский Ф.И. История византийской империи. С. 77; Алфионов Я.
   31
      Цит. по: Курганов Ф.А. Отношения… С. 50.                              Указ. соч. С. 460–461.
   32                                                                           34
      Опубликована впервые в «Православном собеседнике» за 1877 г., затем          Спасский А.А. История догматических движений… С. 412.
                                                                                35
отдельно: Алфионов Я. Император Юлиан и его отношение к христианству. М.,          Кипарисов В. О свободе совести. С. 217; Ср.: Алфионов Я. Указ. соч.
1880.                                                                       С. 231–232.

                                  157                                                                          158