Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I-IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины ХIХ - начала ХХ в. Воробьева Н.Н. - 102 стр.

UptoLike

Составители: 

203
В современной историографии ситуация повторяется. Од-
ни историки воспроизводят «архаическую» концепцию «цезаре-
папизма»
189
, другие доказывают ее несоответствие исторической
реальности раннехристианской империи
190
. Наиболее авторитет-
ное современное научное мнение усматривает в политической
теории ранней Византии синтез трех компонентов: антично-эл-
линистических традиций, римской государственности и христи-
анства. Константин Великий соединил римско-эллинистическую
монархическую идею с христианством, а государство с церковью.
В этой системе возобладал римский взгляд на императора как
неограниченного правителя, но не
собственника империи. Хри-
стианство же освятило не столько личность императора, сколько
его власть, и только в этом смыслесамого императора, но кро-
ме негои политические права народа как «божьего народа».
Форма государственности ранней Византии определяется вид-
нейшим современным ученым Г.Л. Курбатовым как «христиан-
ская монархия с элементами конституционных начал
». Государ-
ство проникается христианскими идеями «царства Божьего» и
«богоизбранности» Римской империи, но о подчинении церкви
государством речи не идет
191
. Таким образом, современный
взгляд на систему церковно-государственных отношений в ран-
нехристианской империи не только не противоречит положени-
ям, развитым церковной историографией рубежа ХIХХХ вв., но
и отчасти согласуются с ними.
Известное противостояние историко-критического и кано-
нического направлений в отечественной историографии второй
половины ХIХначала ХХ
в., мы уже отмечали на примере
оценок церковной политики Константина Великого. Политика
ассен Ф. Девять глав о свободной церкви и свободе совести: Пер. с нем., с пре-
дисл. Н. Суворова. Ярославль, 1882. С. ХIV–XV.
189
Казаков М.М. Христианская церковь и римская империя в IV в. // Очер-
ки по истории христианской церкви в Европе. Смоленск, 1999. С. 28.
190
Мейендорф И. Единство империи и разделение христиан // Мейендорф И.
История церкви и восточно-христианская мистика. М., 2001. С. 36.
191
Курбатов Г.Л. Политическая теория в ранней Византии. Идеология им-
ператорской власти и аристократическая оппозиция // Культура Византии IV –
пер. пол. VII вв. М., 1984. С. 98, 103–107, 117. Ср. о том же: Мейендорф И.
Указ. соч. С. 32–34.
204
Феодосия Великого в этом плане была менее дискутируемым
вопросом, но в целом образ политики первого христианского
императора проецировался на эпоху Феодосия. Однако в рас-
сматриваемом случае противоречие между указанными направ-
лениями было все же относительным. Дело в том, что их пред-
ставители делали акцент преимущественно на одной из сторон
религиозной политики
Феодосия. Церковные историки и кано-
нисты, изучая соотношение канона и закона и роль императора в
«охранении» единства христианской церкви, несколько идеали-
зировали его политические замыслы. Церковные историки нача-
ла ХХ в. и светские авторы в большей или меньшей степени по-
литизировали историю христианства, отказывая императору в
искренних религиозных пристрастиях.
Роль
Феодосия Великого как основателя православного
государства, признавали все историки, независимо от их отноше-
ния к результатам его политики. Поставив никейскую веру как
православную своим знаменем, Феодосий Великий всю общест-
венную жизнь империи подверг реформе в ее интересах. В этом
смысле он первым из христианских императоров создал религи-
озную политику в
строгом смысле этого слова, выстроив зако-
носообразную программу действий, проникнутую одной опре-
деленной идеей. Эта программа установила известное отноше-
ние высшей государственной власти к делам церкви и определила
формы поступательного развития последней. Н.Ф. Чернявский
выражал принцип политической программы Феодосия Великого
в следующей формуле: «церковь и государство как две взаимно
уславливающие
друг друга силы»
192
. Определяя грани отноше-
ний церкви и государства, император выражал заботу о церкви,
руководствуясь государственным долгом. Как видно из его соб-
ственных высказываний, благочестие церковное, без которого
нет Спасения и в котором одинаково нуждается государь и его
народ, понималось им в форме строгого православия, что выра-
жает характерный для христиан его
времени провиденциальный
взгляд на церковно-государственное строительство, историю в
192
Чернявский Н.Ф. Император Феодосий ВеликийС. 692.
      В современной историографии ситуация повторяется. Од-                      Феодосия Великого в этом плане была менее дискутируемым
ни историки воспроизводят «архаическую» концепцию «цезаре-                       вопросом, но в целом образ политики первого христианского
папизма»189, другие доказывают ее несоответствие исторической                    императора проецировался на эпоху Феодосия. Однако в рас-
реальности раннехристианской империи190. Наиболее авторитет-                     сматриваемом случае противоречие между указанными направ-
ное современное научное мнение усматривает в политической                        лениями было все же относительным. Дело в том, что их пред-
теории ранней Византии синтез трех компонентов: антично-эл-                      ставители делали акцент преимущественно на одной из сторон
линистических традиций, римской государственности и христи-                      религиозной политики Феодосия. Церковные историки и кано-
анства. Константин Великий соединил римско-эллинистическую                       нисты, изучая соотношение канона и закона и роль императора в
монархическую идею с христианством, а государство с церковью.                    «охранении» единства христианской церкви, несколько идеали-
В этой системе возобладал римский взгляд на императора как                       зировали его политические замыслы. Церковные историки нача-
неограниченного правителя, но не собственника империи. Хри-                      ла ХХ в. и светские авторы в большей или меньшей степени по-
стианство же освятило не столько личность императора, сколько                    литизировали историю христианства, отказывая императору в
его власть, и только в этом смысле – самого императора, но кро-                  искренних религиозных пристрастиях.
ме него – и политические права народа как «божьего народа».                            Роль Феодосия Великого как основателя православного
Форма государственности ранней Византии определяется вид-                        государства, признавали все историки, независимо от их отноше-
нейшим современным ученым Г.Л. Курбатовым как «христиан-                         ния к результатам его политики. Поставив никейскую веру как
ская монархия с элементами конституционных начал». Государ-                      православную своим знаменем, Феодосий Великий всю общест-
ство проникается христианскими идеями «царства Божьего» и                        венную жизнь империи подверг реформе в ее интересах. В этом
«богоизбранности» Римской империи, но о подчинении церкви                        смысле он первым из христианских императоров создал религи-
государством речи не идет191. Таким образом, современный                         озную политику в строгом смысле этого слова, выстроив зако-
взгляд на систему церковно-государственных отношений в ран-                      носообразную программу действий, проникнутую одной опре-
нехристианской империи не только не противоречит положени-                       деленной идеей. Эта программа установила известное отноше-
ям, развитым церковной историографией рубежа ХIХ–ХХ вв., но                      ние высшей государственной власти к делам церкви и определила
и отчасти согласуются с ними.                                                    формы поступательного развития последней. Н.Ф. Чернявский
      Известное противостояние историко-критического и кано-                     выражал принцип политической программы Феодосия Великого
нического направлений в отечественной историографии второй                       в следующей формуле: «церковь и государство как две взаимно
половины ХIХ – начала ХХ в., мы уже отмечали на примере                          уславливающие друг друга силы»192. Определяя грани отноше-
оценок церковной политики Константина Великого. Политика                         ний церкви и государства, император выражал заботу о церкви,
                                                                                 руководствуясь государственным долгом. Как видно из его соб-
ассен Ф. Девять глав о свободной церкви и свободе совести: Пер. с нем., с пре-   ственных высказываний, благочестие церковное, без которого
дисл. Н. Суворова. Ярославль, 1882. С. ХIV–XV.
    189
                                                                                 нет Спасения и в котором одинаково нуждается государь и его
        Казаков М.М. Христианская церковь и римская империя в IV в. // Очер-     народ, понималось им в форме строгого православия, что выра-
ки по истории христианской церкви в Европе. Смоленск, 1999. С. 28.
    190
        Мейендорф И. Единство империи и разделение христиан // Мейендорф И.
                                                                                 жает характерный для христиан его времени провиденциальный
История церкви и восточно-христианская мистика. М., 2001. С. 36.                 взгляд на церковно-государственное строительство, историю в
    191
        Курбатов Г.Л. Политическая теория в ранней Византии. Идеология им-
ператорской власти и аристократическая оппозиция // Культура Византии IV –
пер. пол. VII вв. М., 1984. С. 98, 103–107, 117. Ср. о том же: Мейендорф И.
                                                                                   192
Указ. соч. С. 32–34.                                                                     Чернявский Н.Ф. Император Феодосий Великий… С. 692.

                                     203                                                                            204