Жанры радио- и тележурналистики. Захаров В.В. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Знание особенностей жанров, умение применять их в своих работах является одним из основных условий профессио-
нальной работы журналиста, способности правильно, доходчиво и адекватно подать свой материал. В свою очередь, это
умение предполагает ясное понимание того, что есть жанр вообще и какова специфика каждого из них.
Категория «жанр» является комплексной. Она включает в себя особенности содержания, глубину проникновения в матери-
ал, способ его подачи, используемые выразительные средства, объём материала и многое другое.
Любая человеческая деятельность направлена на удовлетворение определённых потребностей. Журналистика, в первую
очередь, удовлетворяет необходимость в информировании о событиях в мире, независимо от того, будет это событие мел-
ким, локальным или будет иметь общечеловеческое значение. Далее, она отвечает потребности в анализе означенных собы-
тий, в их осмыслении и формировании отношения к ним, что позволяет человечеству адекватно реагировать на происходя-
щие в жизни процессы. Наконец, человек, как существо, не лишённое нравственности, нуждается в духовном осмыслении
происходящего вокруг него. Все эти и более конкретные потребности человечества порождают значительное разнообразие
способов, приёмов как создания информационных продуктов, так и их распространения. Продукты эти в значительной сте-
пени похожи друг на друга, но в то же время и существенно отличаются.
Эту ситуацию можно сравнить с велосипедом, который, как известно, не надо изобретать. Все велосипеды выполняют
одну и ту же функцию, но по-разному, применительно к специфической ситуации, способны решить разные задачи.
Так и жанры журналистики: имея нечто общее с другими, каждый из них решает специфические задачи, достигая опре-
делённые цели.
Жанры радио и телевидения обладают известными особенностями по сравнению с жанрами печатной журналистики. Эти
особенности вызваны тем, что на радио и телевидении информация сообщается не записанным на бумаге текстом, а звучащим
словом, музыкой, шумами и изображением. Другими словами, «особенности радио(теле)жанра определяются спецификой ви-
зуально-акустического отражения действительностиОсновной элемент здесьзвуковой или визуально-звуковой способ пе-
редачи информации, с помощью которого можно непосредственно воздействовать на радиослушателей и телезрителей и пере-
давать в эфир сообщения о событиях, явлениях и процессах в момент свершения или после записи их на магнитную ленту».
1
Это обстоятельство, помимо отличий жанров электронной журналистики от печатных собратьев, порождает на радио и телеви-
дении такие жанры, которых нет в печатной журналистике (например, ток-шоу).
Важное значение имеет на РВ и ТВ уровень владения текстом. Их существует три. Первый представляет собой полную
импровизацию.
В этом случае слишком часты оговорки, неудачные формулировки, текст звучит неровно, со сбоями и повторами, с отклоне-
ниями от мысли, а это отвлекает, раздражает, и потому информация воспринимается плохо.
Второй уровень представляет собой создание текста по заранее продуманным тезисам. Это оптимальный вариант, по-
скольку журналист у микрофона хорошо знает, о чём и что он хочет сказать, а в студии он лишь облекает это в конкретные
формулировки. Такой текст ближе к разговорной речи, и потому она звучит более убедительно.
Третийвоспроизведение заранее написанного текста. Такая ситуация требует от читающего высокого артистизма,
иначе неестественность интонаций напрочь лишит текст достоверности. На хорошем уровне такой текст способны воспроиз-
вести скорее профессиональные дикторы, обыкновенному журналисту этого лучше не делать.
Чаще всего существующие жанры принято объединять в три группы: жанры информационные, жанры аналитические и
жанры документально-художественные. Возникают они в соответствии с тремя способами отображения действительности:
сообщение фактов, интерпретация фактов и событий, образно-публицистическое отражение фактов и событий.
Первая группа жанров имеет своей целью относительно краткое оперативное информирование слушателя/зрителя о
только что произошедшем или происходящем событии. Они отвечают на вопросы «кто?», «что?», «где, «когда и в
меньшей степени – «почему. Соответственно, их отличает оперативность, меньший объём, краткость. Сюда относятся за-
метка (радиосообщение или хроникальное сообщение на ТВ), комментированная новость, выступление в кадре (на ТВ), об-
зор печати (на радио), интервью, репортаж
2
, отчёт.
Заметка (иногда её называют сообщением) – самый «короткий» жанр электронной журналистики. Задача заметкисо-
общить об отдельном событии, факте, поэтому важнейшими требованиями, предъявляемыми к ней, являются оперативность
и актуальность. Часто именно соображения оперативности приводят к появлению в эфире заметки, а не репортажа или отчё-
та.
Актуальность для заметки не менее важна. Она определяется общественной значимостью сообщаемой информации.
Следует учитывать, что то, что значимо для одних людей, совершенно неинтересно для других. Так, информация о пробле-
мах, связанных с небывалой жарой и засухой 2010 г., была актуальна для огромной части населения в Центральной России,
в ряде регионов Урала и Сибири. А вот информация, связанная с проблемами, вызванными ремонтом теплотрасс и закрыти-
ем для движения ряда улиц в Тамбове, актуальна только для жителей областного центра и для тех, кто часто туда ездит. Дру-
гими словами, актуальность информации (это касается всех жанров) прямо зависит от масштаба аудитории данного радио-
или телеканала.
Заметка может длиться 30 … 40 с, которых достаточно, чтобы слушатель/зритель понял смысл информации, убедился в её
действительности, смог послушать звучащий фрагмент события или получить о нём зрительное представление. Хроникальная
заметка может быть ещё короче – 10 … 15 с. Она сообщает предельный минимум информации.
Радиозаметка отличается скупостью выразительных средств: здесь могут отсутствовать голоса участников, интершу-
мы и музыка. Особенностью заметки на телевидении является то, что она нередко передаётся без видеоряда: на экране зри-
тель видит только диктора или фотографию, на которой могут быть либо сообщивший новость журналист, либо другое изо-
бражение, связанное с сообщаемым событием. Это вызвано тем, что заметка обладает высшей степенью оперативности: со-
бытие только что произошло, в силу чего не было возможности подготовить к эфиру аудио- или телезапись.
Радиозаметка может оказаться более оперативной по сравнению с телевизионной. Причина этого заключается в том,
что радио технически проще телевидения, и потому радиокорреспондент более мобилен, сделать минимально необходимые
записи он может на простой диктофон, и передача его информации возможна с любого телефона, рации и т.п.
1
Строкач А.А. Основы радиотелевизионной журналистики: учебное пособие. Часть II. М. : МГИМО(У), 2001. С. 6.
2
Некоторые разновидности интервью и репортажа могут быть отнесены к аналитическим жанрам, но в основе своей они всё же на-
целены на сообщение о событии, а не на анализ.