Жанры радио- и тележурналистики. Захаров В.В. - 7 стр.

UptoLike

Составители: 

все возможные варианты развития событий, не сформулировал для себя цель интервью и потому не понял сам, к чему при-
шёл.
Существует несколько разновидностей интервью: интервью-факт (информационное интервью), протокольное интер-
вью, анкетное (панельное) интервью, портретное интервью, интервью-мнение, интервью проблемное (аналитическое). Часть
из них однозначно относится к информационным жанрам, часть можно считать аналитическими.
Интервью-факт посвящёно первичному информированию о событии (например, о ходе и основных результатах съезда,
соревнования и т.д.). Его берут сразу по окончании мероприятия, что называется, «у двери». Оно может быть очень корот-
ким по количеству вопросов и по времени: например, каковы основные решения, кто оказал наибольшее влияние, каковы
основные перспективы.
Протокольное интервьюэто официальное интервью с важным государственным деятелем. Его особенностью являет-
ся, во-первых, то, что вопросы к нему сообщаются заранее и отступать от них не принято. Во-вторых, если официальное
лицо ушло от ответа, нельзя возвращаться к вопросу и добиваться ответа: это невежливо и глупо. В-третьих, следует избе-
гать возражений, чтобы не превращать интервью в дискуссию.
Анкетное интервью имеет своей целью выяснение мнения людей по определённому, конкретному вопросу, например,
состоянию дорог в городе. Вопросов здесь задаётся немного. Здесь недостижима глубина мысли, невозможно и создать пол-
ную репрезентативную выборку, но возможный спектр мнений показать можно. При подготовке анкетного интервью важно
не только сформулировать вопросы, но чётко определиться с местом опроса и кругом опрашиваемых. В то же время необхо-
димо, чтобы прозвучали мнения всех групп людей, так или иначе имеющих отношение к соответствующему вопросу.
Портретное интервью представляет собой один из самых сложных видов. Сложность эта вызвана прежде всего тем,
что журналисту необходимо проникнуть во внутренний мир человека, заставить его публично раскрыться. При подготовке
такого интервью следует как можно полнее ознакомиться с публикациями человека (если они есть), публикациями о нём, с
мнениями друзей, коллег, руководства и т.д. Очень осторожно надо задавать человеку вопросы, связанные с оценкой самого
себя: люди склонны себя переоценивать. Лучше вспоминать какие-то события из жизни интервьюируемого, использовать
реальные или моделировать ситуации, которые он должен оценить; раскрывать мир его увлечений, показывать какие-то экс-
тремальные события, в которые попадал ваш собеседник. Внимание к интервьюируемому здесь вдвойне важно, ведь тема
личного очень деликатна.
Проблемное интервью своим материалом имеет какую-то проблему, которую нужно либо показать людям, либо дать им
представление о возможных путях её решения, об опыте её решения, о том, что может произойти, если проблему не решать,
и т.д. Оно поэтому относится скорее к аналитическим жанрам. При подготовке и проведении такого интервью следует пом-
нить, что гость в студии не должен отвечать на вопросы «что и «где?». Это лучше кратко, без лишних подробностей, сде-
лает журналист. Интервьюируемый же должен рассказывать о том, «как и почему?».
Репортажнаиболее популярный жанр, особенно на телевидении. Его основная задачадать возможность слушате-
лю/зрителю как бы поприсутствовать на событии. Репортаж чаще всего выступает как комплексный жанр: он включает в
себя интервью с участниками и зрителями, комментарии специалистов и др. В нём используются практически все вырази-
тельные средства радио и телевидения, за исключением музыки.
По содержанию репортажи можно разделить на событийные и тематические. Первые рассказывают о конкретном со-
бытиивыставке, спортивном соревновании и т.п. Вторые посвящены определённой проблеме, например, последствиям
засухи, проблемам экологии. Такие репортажи заметно более аналитичны, поскольку журналист не следует за отдельным
событием, как в событийном репортаже, а рассматривает ряд событий, относящихся к теме, и отбирает в них то, что работает
на раскрытие темы.
С точки зрения характера обработки материала репортажи можно разделить на прямые и фиксированные, передаваемые
в эфир в записи. Прямой репортаж, безусловно, выигрывает относительно оперативности и силы воздействия на аудиторию,
ведь он даёт возможность услышать или даже увидеть событие прямо по ходу его развития.
Фиксированный репортаж, безусловно, проигрывает в оперативности, но позволяет представить событие более гладко,
убрав все недостатки, которые проявились в прямом эфире.
По звуковому сопровождению репортажи на телевидении делятся на озвученные и немые. В первом случае репортаж
сопровождается закадровым комментарием журналиста, во втором событие показывается без всякого комментария (no com-
ments на «России-24» и «Евроньюс»).
Любой вид репортажа требует от журналиста очень тщательной подготовки: необходимо изучить сценарий мероприя-
тия, круг вопросов, которые могут быть затронуты в ходе его, ознакомиться с наиболее важными участниками, их мнениями
по затрагиваемым вопросам, продумать вопросы для интервью с участниками и зрителями события и круг интервьюируе-
мых. Необходимо также заранее продумать места расположения микрофонов и телекамер, возможные перемещения коррес-
пондента. Журналист должен подготовить тезисы своего комментария, помнить или иметь под рукой немалый справочный
материал. Следует помнить, что прямой эфир не даёт возможности исправить недоработки и ошибки.
Радиорепортаж отличается от телевизионного бóльшей многословностью, ведь журналист должен рассказывать слуша-
телю о том, чего тот не может видеть, и комментарий поэтому содержит больше описания внешней стороны события. В ра-
диорепортаже отсутствует и стенд-ап, который на телевидении подчёркивает факт присутствия корреспондента на месте
события.
В начале репортажа журналист рассказывает о смысле и значении события, его участниках, существенных обстоятель-
ствах его проведения. Затем следует собственно представление события. В конце репортажа можно подвести его итоги.
Отчёт, как и репортаж, представляет собой краткий рассказ о завершившемся событии (научной конференции, дело-
вой встрече и т.п.), его основных результатах и намеченных путях решения задач. Отчёт схож с репортажем, в особенности в
отношении целидать слушателям/зрителям представление о событии, но отличается тем, что репортаж нацелен на созда-
ние эффекта присутствия, в то время как отчёт рассказывает прежде всего об узловых моментах и результатах. Поэтому ре-
портаж создаётся по ходу события, корреспондент просто следует за ним. Отчёт же готовится по окончании, хотя записыва-
ется материал в обоих случаях во время его развития. При подготовке отчёта журналист как бы перекраивает канву событий,
выстраивая своё повествование в соответствии с путями решения основных проблем.