ВУЗ:
Составители:
аудиторией. Это монолог, который строится так, чтобы создать ощущение участия слушателей в разговоре. Для этого широ-
ко используются риторические вопросы, прямые обращения к слушателям и т.д. Автор, готовя передачу, старается поставить
те вопросы, которые, по его мнению, должны задать слушатели, и строит беседу в соответствии с этим.
Иная ситуация возникает, если в студии установлены телефоны, по которым слушатели могут задавать вопросы сами.
Это требует очень высокого уровня подготовки, широкой эрудиции, умения быстро сориентироваться и на ходу построить
текст ответа.
В любом случае при подготовке к эфиру следует тщательно изучить вопросы, задаваемые в письмах в редакцию и под-
готовить тезисы ответов на них. Целесообразно также иметь с собой некоторые записи, конспекты, которые можно будет
просто посмотреть по ходу эфира.
Дискуссия очень похожа на беседу. Разница заключается в степени остроты. Здесь предполагается именно спор, а не
спокойное изложение позиций. При подборе участников важно обратить внимание на их полемические качества: они долж-
ны быть достаточно боевиты, но в то же время способны не превратить дискуссию в склоку.
Ток-шоу – жанр, появившийся в российском телевизионном эфире очень недавно. Суть его хорошо передаёт русский
перевод термина – разговорное зрелище. Фактически это те же беседа или дискуссия. Отличие заключается в том, что зрите-
ли находятся не у экранов телевизоров, а присутствуют при разговоре в студии. При этом можно выделить две основные
модели ток-шоу.
В первой зрители пассивны, они, создавая лишь шумовое сопровождение, аплодируют, свистят и другими способами
выражают своё отношение к происходящему на съёмочной площадке. Но даже эта эмоциональность, которую делают зрите-
ли в студии, делает разговор специалистов гораздо более интересным для зрителей у экрана.
Во второй модели зрители довольно активно включены в обсуждение возникающих вопросов. Такой разговор более
эмоционален, хотя нередко эмоциональность превосходит рациональность, и разговор рискует утонуть в море эмоций, когда
вместо поиска решения проблемы люди просто хотят выговориться, отвести душу.
Ток-шоу часто используют вставки из заранее подготовленных ведущим корреспонденций, интервью, репортажей,
комментариев и т.д. Такие вставки делают видеоряд передачи значительно более интересным, и, вместе с яркими эмоциями
зала, это создаёт увлекательное зрелище.
В силу участия в ток-шоу большого количества людей, которые заранее не подготовлены к каким-то ролям, оно пред-
ставляет собой жанр в большой степени импровизационный. Отсюда огромное значение получает личность ведущего, его
умение мгновенно реагировать на изменяющуюся ситуацию, управлять толпой, увлекать её и вести к намеченной цели. Хотя
написать подробный сценарий такой передачи невозможно, она должна быть по возможности продумана во всех возможных
вариантах развития. Известно, что импровизация хороша, когда она заранее подготовлена.
Следует отметить, что ток-шоу в известной степени «народные» передачи, в отличие от комментариев, бесед и дискус-
сий, более нацеленных на внимание элитного зрителя. Ток-шоу позволяют зрителю вместе с большим количеством простых
людей – зрителей в студии – высказать своё мнение публично, почувствовать себя в коллективе единомышленников. Зритель
ток-шоу сродни зрителю спортивного соревнования: он может вместе с тысячами таких же болельщиков поболеть не в оди-
ночестве у экрана. Это же облегчает и задачу формирования общественного мнения. Отсюда большая популярность этого
жанра как среди зрителей, так и у профессионалов телевидения.
На радио ток-шоу не получило распространения: оно не даёт возможности различать голоса участников, нередко гово-
рящих одновременно, перебивая друг друга. Слушателю разобраться в этой какофонии будет едва ли возможно, и следить за
развитием разговора он не сможет.
Пресс-конференция относится, так сказать, к официозным жанрам. Это коллективное интервью, которое группа жур-
налистов берёт у одного или нескольких сведущих и влиятельных в данной теме людей. В отличие от других жанров, ини-
циатива её организации принадлежит отвечающей стороне, журналисты назначить её, как правило, не могут.
Цель пресс-конференции заключается в том, чтобы предоставить информацию, важную для её обладателя, как можно
более широкой публике. Поэтому в одной и той же пресс-конференции участвуют журналисты не только электронных СМИ,
но и печатных. Поводом для проведения пресс-конференции может быть любое масштабное событие, касающееся значи-
тельного числа людей.
Получив приглашение на пресс-конференцию, журналист должен подготовить несколько вопросов, с учётом того, что
коллеги из других СМИ тоже могут задать их. Эту особенность пресс-конференции следует помнить: интервью с этим же
человеком у вас в студии ведёте вы, и вы можете расспросить обо всём, что интересно именно вам. Присутствуя на пресс-
конференции, журналист должен выполнять ряд правил:
− нельзя задавать вопрос без разрешения ведущего (председательствующего);
− получив слово, следует назвать себя, орган СМИ и только потом задавать вопрос;
− вопрос должен быть один: задавать два невежливо по отношению к коллегам, кроме того, отвечающий может забыть
ваш второй вопрос;
− говорить следует стоя, чтобы все, и в особенности тот, кто будет отвечать, хорошо вас видели;
− если есть микрофон, говорить можно только в него;
− задав вопрос, выслушайте ответ внимательно и до конца;
− не перебивайте отвечающего и не переспрашивайте, если он не даёт отчётливого ответа: никто не давал вам права на
публичную порку.
Документально-художественные жанры включают в себя очерк, зарисовку, эссе, драму, фельетон, памфлет. Большин-
ство из них на современном радио или телевидении встречаются редко.
Очерк – наиболее драматургический жанр. Он представляет собой документальный рассказ о необыкновенном явлении,
неординарном человеке, масштабной проблеме с помощью образного осмысления материала. Хотя в центре внимания очер-
ка всегда стоят конкретные люди, очерк может иметь три разновидности.
Первой и наиболее распространённой разновидностью очерка является портретный очерк. Это рассказ о конкретном
человеке, истории его жизни, основных особенностях его характера. Журналист представляет аудитории своего героя через
наиболее яркие и показательные моменты его жизни, через борьбу, переживания, столкновения. Конкретность этих жизнен-
ных моментов делает очерк в некоторой степени близким репортажу – оба они содержат конкретные события, но если ре-