Жанры радио- и тележурналистики. Захаров В.В. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

портаж рассказывает именно о событии, то очерк, опираясь на отобранные автором события, рассказывает о человеке. При
этом реальная последовательность событий может быть нарушена, что делает очерк жанром художественным, а не сугубо
документальным.
Проблемный очерк имеет своей целью раскрытие либо новой проблемы, не осознанной обществом, либо новых аспек-
тов известной проблемы, либо опыта её решения. Задача решается теми же образно-выразительными средствами. В центре
внимания здесь необязательно отдельный человек, но проблема раскрывается через действующих людей, и потому такой
материал насыщен человеческими страстями.
Путевой очерк посвящён впечатлениям журналиста, полученным им во время путешествий. Он также наполнен чело-
веческой жизнью: особенностями жизни людей, их быта, духовной культуры и т.д. Даже если очерк посвящён не собственно
людям, а местной архитектуре, она рассматривается как результат деятельности людей, через их жизнь, а не просто расска-
зывает о сугубо архитектурных тонкостях.
Независимо от разновидности очерк использует все выразительные средства радио и телевиденияизображение, речь
автора и действующих лиц (закадровую и в синхронах), музыку, естественные шумы.
Подготовка очерка требует предельно большой работы. Первым её этапом становится разработка сценария. Очерк, в
отличие от других жанров, не может обойтись без сценария. Единственным исключением является ситуация, когда автор,
режиссёр и оператородно лицо.
Затем начинается съёмочный этап. Одна из главных трудностей в нёмсъёмки людей. Очень часто люди перед объекти-
вом или микрофоном зажимаются, ведут себя неестественно, и запись получается никудышной. Существует два основных
приёма, помогающих преодолеть эту сложность: «скрытая камера» и «привычная камера». Первый способ может породить
юридические и моральные проблемы и осложняет работу оператора (ведь камеру часто надо как-то двигать).
Во втором аппаратура присутствует открыто, однако не включается сразу. Оператор включает её незаметно, получив
сигнал корреспондента. Люди, привыкшие за это время к аппаратуре, перестают реагировать на неё и ведут себя естествен-
но.
После съёмочного периода наступает период монтажно-тонировочный. В процессе монтажа записанный материал по-
лучает наиболее убедительную форму, а озвучивание закадровым текстом и музыкой (иногда и искусственными шумами)
придаёт ему максимальную полноту и эмоциональность.
Зарисовка, пожалуй, единственный телевизионный жанр, который апеллирует не к разуму, а к эмоциям. Он посвящён
представлению каких-либо красот: архитектуры города, горных пейзажей, цветов и т.п. В силу этого он отличается отсутст-
вием событийного повода, строгой композиции. Самое важное в нёмпрофессиональная работа оператора.
Фельетонсатирический жанр, в котором образно-выразительными средствами высмеивается конкретное действие
конкретного лица.
Памфлет тоже сатирический жанр, но объектом критики в нём является система взглядов, поступков, т.е. он отличает-
ся большей степенью обобщения.
В заключение следует отметить, что классификация жанров, как и любая классификация, является идеально-
типической. В реальной практике грань между жанрами часто оказывается трудноуловимой. Нередко передачи представля-
ют собой по жанру переходный, смешанный тип, ведь загнать реальную жизнь в жёсткие теоретические рамки конкретного
жанра едва ли возможно. Но знание основных признаков жанров, умение использовать их особенности является основой тех
увлекательных передач, которые создаются благодаря высокому уровню творчества и профессионализма их авторов.