ВУЗ:
Составители:
Так же как и в репортаже, в отчёте широко используются интервью с участниками события, короткие комментарии спе-
циалистов, что делает рассказ о событии значительно более живым, разнообразным и интересным.
Требования к отбору материала, звучащего в отчёте, жёстче, чем в репортаже: здесь нельзя увлекаться подробностями,
второстепенными сведениями и т.п., поскольку это чревато потерей важнейших моментов.
Вторая группа жанров, не отказываясь от информирования зрителя о содержании события, предполагает значительно
больший акцент на его анализе. Само событие становится как бы информационным поводом для проведения более глубоко-
го анализа. Сюда относятся корреспонденция, комментарий, обозрение, беседа, дискуссия, ток-шоу (на ТВ), пресс-
конференция.
Корреспонденция в некоторой степени схожа с заметкой, но в ней обобщения и выводы являются обязательными и за-
нимают больше места. Здесь и само событие может быть освещено более подробно, но, главное, большое внимание уделяет-
ся причинам и последствиям, что делает её более продолжительной по времени – она занимает в эфире две–три минуты.
Корреспонденция, так же как и заметка, чаще всего выступает как элемент составных передач – новостных выпусков,
обозрений и др. Нередко корреспондент отправляет в редакцию и заметку, и корреспонденцию. Редакция может выбирать
способ освещения события в зависимости от имеющихся условий. Скажем, сразу по совершении события можно выпустить
заметку, а в еженедельном обозрении использовать уже корреспонденцию.
В корреспонденции допустимо включение фрагментов с выступлением участников события, а также сохранение естест-
венных шумов. Однако делать это надо осторожно, так как может произойти сбой темпа и ритма передачи.
Текст корреспонденции, как правило, читает автор, что придаёт убедительность сообщаемой информации, ведь он яв-
ляется очевидцем или даже участником события. Это имеет особенное значение, так как в современных СМИ отчётливо раз-
вивается явление персонификации, когда зритель получает информацию от хорошо знакомого ему человека.
Комментарий содержит материал, посвящённый подробному рассмотрению конкретного события, проблемы. Инфор-
мационная составляющая в нём минимальна, львиную долю времени занимает рассмотрение причин, возможных последст-
вий, интересов затрагиваемых сторон и т.п. Причём этот материал представляет собой мнение одного человека – комментато-
ра-специалиста. Им может быть, например, учёный, занимающийся данной проблематикой и умеющий выступать перед мик-
рофоном и камерой; корреспондент, если он специализируется в этом вопросе. Во всяком случае, автор комментария должен
хорошо разбираться в вопросе. При этом комментарий вполне может содержать фрагменты записи с людьми, придерживаю-
щимися другой точки зрения. Но всё же превалирует мнение автора. Комментарий может выступать и как самостоятельная пе-
редача и как составная часть других – обозрения или выпуска новостей.
Особой разновидностью его является оперативный комментарий. Он отличается, в силу малого времени на его подго-
товку, несколько менее глубоким анализом, ограничиваясь тем, что для готовящего его является совершенно бесспорным и
очевидным. Более глубокий анализ требует некоторого осмысления и потому значительно большего времени. Оперативный
комментарий необходим для выпусков новостей, где в первую очередь важна оперативность. Естественно, дефицит времени
на подготовку (порой час–два) определяет высокие требования к автору комментария: он должен, что называется, постоянно
держать руку на пульсе освещаемых событий и уметь почти на ходу формулировать свои размышления.
Комментарий может быть также событийным и проблемным. Первый посвящён конкретному событию, другие события
затрагиваются, только если это необходимо для анализа актуального события. Второй затрагивает именно проблему, хотя и
масштабную, и в него может быть включено несколько событий, относящихся к обсуждаемой проблеме.
Оперативный комментарий длится от одной до четырёх минут, в то время как другие его разновидности могут дости-
гать десяти минут и более.
Обозрение – жанр, посвящённый краткому изложению и подробному анализу наиболее важных событий, произошед-
ших за определённый период. При этом обозрение может быть тематическим, т.е. посвящённым, например, спортивным со-
бытиям, вопросам безопасности движения и т.п. Оно может затрагивать и самые разные стороны жизни за прошедшее время.
В таком случае обозрение будет еженедельным, ежемесячным. В конце календарного года в эфире появляются обозрения,
посвящённые событиям уходящего года. По масштабу охватываемых событий обозрение может быть общенациональным,
региональным, местным.
Композиция обозрения может представлять собой довольно пёструю картину, составные части которой могут отличать-
ся друг от друга по теме, месту, масштабу проблемы и др., но определённая общность всё же должна сохраниться. Это либо
временные рамки, либо целевая аудитория, либо те же тема и место. В остальном автор и редакция самостоятельно опреде-
ляют, в какой последовательности и в каком объёме подавать материал в эфир.
Обозрение позволяет включать фрагменты интервью, комментарии специалистов. На телевидении сюда добавляется
любой другой изобразительный материал, помогающий показать ситуацию.
Хронометраж обозрения может быть очень большим и достигать нескольких десятков минут.
Беседа представляет собой как бы смесь коллективного комментария и интервью. Интервью ведёт журналист, а на во-
просы, которые он ставит, отвечают приглашённые им специалисты. Они могут также высказываться по вопросам, заданным
другим участникам. При подготовке беседы автор определяет круг вопросов, которые должны быть рассмотрены, необходи-
мых специалистов, причём на конкретный вопрос основной ответ даёт конкретный человек, но и все остальные получают
полный список вопросов и тоже готовы принять участие в его раскрытии. Возможно приглашение специалистов с разными
точками зрения, но в этом случае возникает опасность превращения беседы в другой жанр – дискуссию.
В начале беседы ведущий вводит слушателей/зрителей в суть обсуждаемой темы, представляет участников и в даль-
нейшем, поставив вопрос, предоставляет слово кому-то из гостей.
В этом жанре журналист может выступать в двух ипостасях. В одном случае он практически не принимает участия в
собственно обсуждении проблемы, выступая в качестве модератора, задача которого – следить за очередностью выступле-
ний. В другом случае журналист сам участвует в обсуждении. Но при этом он должен сам разбираться в проблеме на уровне
специалиста высокого класса.
По ходу беседы ведущий должен разъяснить аудитории возможные труднопонимаемые понятия.
В заключение беседы ведущий подводит краткий итог, резюмируя то, что прозвучало в эфире.
Беседу на радио можно считать в известной степени аналогом телевизионного выступления в кадре. Имеется в виду бе-
седа журналиста со слушателями. Она, как и выступление в кадре, представляет собой «диалогичный монолог» журналиста с