Методические указания к лабораторным работам для студентов специальности "Связи с общественностью". Захаров В.В. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Практическая работа специалиста по связям с общественностью немыслима без активного использования электрон-
ных средств массовой информации (СМИ) – радио и телевидения. Но работа с этими СМИ весьма существенно отличает-
ся от работы с печатными изданиями. В газетах, журналах и книгах информация передается через слово написанное. Вос-
приятие его значительно проще. Отсюда допустимы сложный стиль изложения, длинные фразы и т.п.
На радио восприятие информации осуществляется на слух, это обстоятельство предъявляет к слову специфические
требования. Еще сложнее обстоит дело с телевидением, где к звучащему слову добавляется еще и состоящее из фрагмен-
тов изображение.
Существенные особенности возникают в силу определенных свойств электронных СМИ.
Коренным свойством радиовещания является акустичность: свою информацию радиожурналист может передать в
звуке и только в звуке. Это, в частности, порождает неизвестные печатным органам методы и, соответственно, требова-
ния. И нередко журналист, прекрасно работавший в газете, попав на радио или телевидение, оказывался перед необходимо-
стью серьезной переподготовки, так как привычные приемы работы оказывались неприменимыми и не позволяли создавать
хорошие передачи. Здесь и умение создавать (или перерабатывать опубликованные) тексты для восприятия на слух, и умение
говорить перед микрофоном и, тем более, перед камерой, просто умение правильно располагать микрофон при записи и т.д.
Принципиальным отличием радио (как и телевидения) является возможность организации работы в прямом эфире.
Это, в свою очередь, порождает необходимость умения вести передачи сразу же «набело», так как отредактировать, ис-
править что-либо в таком случае невозможно в принципе. Поэтому любая работа в эфире требует максимальной подго-
товленности и сосредоточенности, умения мгновенно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Специфические требования предъявляет эфир и к характеру произносимых текстов. Как уже отмечалось, текст на-
писанный по ряду причин воспринимать легче. Текст звучащий должен быть понят слушателем
/ зрителем с первого
предъявления. Поэтому он должен быть построен так, чтобы его можно было без особого труда воспринимать на слух.
Еще большие проблемы возникают при работе с телевидением, ведь обычный человек, привыкший выражать свои мысли
словом, весьма смутно представляет себе особенности передачи информации с помощью экрана. А эти особенности заключа-
ются, прежде всего, в возможности (и необходимости) эту информацию показать, а не просто описать словом, проиллюстри-
ровав подходящими (а на практике часто и не очень подходящими) видеокадрами. Более того, слово и изображение на телеэк-
ране находятся в сложном, постоянно изменяющемся в ходе даже одной передачи соотношении.
Не меньшей трудностью для неспециалиста выступает монтажность телевизионного изображения. Понимание того,
чем являются и какую роль играют длительность кадра, крупность плана, ракурс, монтажная склейка и монтажная фраза
и др., безусловно, необходимо для правильного понимания специфики, возможностей и ограничений телевидения.
Названные и другие особенности электронных СМИ требуют и соответствующей подготовки студентов-специалистов
по связям с общественностью. Необходимо дать им определенное представление о названных проблемах и привить практи-
ческие навыки работы с микрофоном и видеокамерой. Решению этой задачи предназначены лабораторные занятия по ра-
дио- и тележурналистике (РТЖ) на кафедре «Связи с общественностью». В ходе их студенты знакомятся с правилами рабо-
ты с радио- и телеаппаратурой, готовят и озвучивают тексты, записывают интервью, репортажи, стенд-апы, разрабатывают
монтажный план, монтируют и озвучивают материал.
Курс РТЖ рассчитан на один год. Занятия проводятся как в лаборатории радио- и тележурналистики, так и «на нату-
ре».
Лабораторная работа 1
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ СО ЗВУКОЗАПИСЫВАЮЩЕЙ
АППАРАТУРОЙ (2 часа)
Цель занятия: Дать студентам представление о типах звукозаписывающей аппаратуры и правилах работы с ней.
Основные вопросы: Аналоговые и цифровые звукозаписывающие устройства, их достоинства и недостатки. Отличия
профессиональной аппаратуры от бытовой. Понятия «уровень записи», «откат», «расшифровка». Сферический и направ-
ленный микрофоны. Встроенные и выносные микрофоны. Чувствительность микрофона. Правила обращения с микрофо-
ном. Счетчик ленты и его значение. Основные приемы работы с аудиоматериалами. Правила хранения аудиоматериалов.
Это занятие не требует предварительной подготовки со стороны студентов. В ходе его они знакомятся с цифровой и
аналоговой звукозаписывающей аппаратурой, их отличиями, достоинствами и недостатками.
Студентам необходимо усвоить, что основной особенностью цифровой аппаратуры является способ записи, при ко-
тором информация наносится с помощью цифрового кода, а не электромагнитных колебаний. Такая запись выгодно от-
личается тем, что ее можно многократно копировать (при этом десятая или двадцатая копии не будут отличаться по каче-
ству звучания от оригинала), быстро копировать и передавать, скажем, через Интернет, удобно монтировать с помощью
компьютера. Если цифровая запись делается на кассету, то при повреждении одного участка записи другая его часть не
испортится; но делать копию с такого носителя или захват в компьютер придется в реальном времени, т.е. довольно дол-
го. Если же запись делается на диск, то копируется он достаточно быстро, но зато при повреждении одного участка ре-
альна опасность потери всей информации.
Профессиональная аппаратура отличается от бытовой, прежде всего, качеством записи, а, кроме того, она позволяет
легче произвести так называемый откат, т.е. повторное воспроизведение последних 5 – 15 секунд записи. Это очень по-
лезное свойство при расшифровке записи, т.е. при переводе ее с аудионосителя на бумагу.
Для получения качественной записи следует правильно выставить уровень записи. Если он недостаточен или слиш-
ком высок, ты вы рискуете не услышать некоторые фрагменты в первом случае из-за слишком тихого звука, во втором
из-за грохота в динамиках.