Телевидение в связях с общественностью. Захаров В.В. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Работа специалиста по связям с общественностью немыслима без использования такого мощного средства
воздействия на людей как телевидение. Такие его свойства, как аудиовизуальность, вездесущность, оператив-
ность и документальность, помноженные на значительное количество федеральных, региональных и местных
телестудий, делают его незаменимым каналом массовой коммуникации.
Работа с телевидением в определенном отношении более сложна, чем с печатными СМИ или даже радио.
Последние, так или иначе, опираются на человеческую речь, слово, написанное или звучащее, на экране же те-
левизора появляется изображение (с синхронным звуком или без), и именно это изображение начинает играть
первоочередную роль, чаще всего, подчиняя себе слово, музыку и шумы. И именно экранность порождает глав-
ные сложности для людей, впервые обращающихся к телевидению. Дело в том, что глазами мы видим мир со-
всем не так, как видит его видеокамера. Известны ситуации, когда заказчик, не представляющий себе специфи-
ки телевидения, либо ставил перед телевизионщиками невыполнимые задачи, либо надеялся за очень короткое
время и при мизерных затратах получить качественную и эффективную телевизионную продукцию, что в
принципе невозможно.
Поэтому специалист по связям с общественностью должен хотя бы в общих чертах представлять себе осо-
бенности, возможности и ограничения телевидения как способа создания информационного продукта. Отсюда
и основная задача курсовой работы по тележурналистикестудент должен ознакомиться со всеми творческими
этапами подготовки телевизионной передачи, получить собственный практический опыт выражения мыслей с
помощью аудиовизуальных средств, ощутить особенности передачи информации в телевизионном и печатном
виде. Соответственно цель данных методических указанийпредставить этапы выполнения курсовой работы,
их содержание и основные правила создания телевизионной передачи.
Курсовая работа по предмету «Тележурналистика» представляет собой полностью готовую к эфиру пере-
дачу, в которой сценаристом, режиссером, руководителем монтажа, музыкальным редактором и диктором вы-
ступает студент. Объем курсовой работы по тележурналистике составляет 5 – 7 минут. Выполняется она в жан-
ре проблемного репортажа или очерка. В отдельных случаях, по согласованию с преподавателем, возможна
подготовка серии более коротких сюжетов, при условии, что их общая продолжительность составит указанный
объем времени.
ТЕМА И ИДЕЯ
Подготовка к курсовой работе начинается с поиска темы. Не каждая тема может стать предметом курсовой
работы по телевидению. Неудачно выбранная тема не дает желанной оценки, вплоть до того, что, проделав не-
малый объем работы, приходится менять тему и начинать все сначала.
Прежде всего, тема должна быть актуальной. Телевидение работает для сегодняшнего эфира: материал «на
будущее» здесь не приемлем. Это тем более важно в условиях коммерциализации ТВ, заставляющей телеком-
пании постоянно думать о своем рейтинге. Задумав снять сюжет на определенную тему, надо задаться вопро-
сом: а кому это интересно, кроме меня? Если то, о чем вы хотите сообщить, не имеет ценности для достаточно
широкой общественности, то ваш материал вряд ли пройдет в эфир. Правда, возможен и другой вариант: вы
хотите поставить важную проблему, которая еще не известна людям или известна, но не взволновала их. Тогда
надо искать такие подходы к теме, такие повороты событий, которые изменят отношение соответствующих
групп к освещаемой вами ситуации. Конечно, очень желательно, чтобы материал будущей работы серьезно
волновал и интересовал и автора. (При выборе темы можно порекомендовать студентам воспользоваться ре-
зультатами своих социологических исследований, проводимых в рамках социологических дисциплин).
Тема должна быть также на уровне понимания зрителей. Речь идет не о языке изложения, что само собой
разумеется, а о том, что люди должны иметь достаточно знаний, жизненного опыта, чтобы понять то, что им
сообщается с экрана телевизора. Сугубо специфические материалы лучше публиковать в специализированных
изданиях. Редкие передачи на телевидении рассчитаны на интеллектуалов, так как большую часть аудитории
составляет менее образованная публика. Однако не забывайте, что одним из проявлений таланта и профессио-
нализма журналиста, является способность представить сложный материал так, что он становится близок и по-
нятен большинству людей.
Нельзя впадать и в другую крайность, выбирая примитивный, рассчитанный на самого серого человека
материал. Ведь, в конечном счете, задача журналиста не сводится просто к сообщению фактов. Он должен стре-
миться вести людей за собой, заставлять их думать, сопереживать и изменять свои поступки.
Говоря о доступности темы для зрителя, необходимо напомнить еще и о том, что развлекательная функция
является одной из важнейших для телевидения. Она, кроме прочего, проявляется в том, что люди нередко смотрят
телевизор в «фоновом режиме», занимаясь попутно другими делами. Однако ни в коем случае не создавайте пере-
дачи в расчете на то, что их будут слушать, а не смотреть. Такие передачидля радио! Телевидениеи в этом
его основное преимуществодает возможность увидеть все своими глазами, отчего эффективность телевизи-
онных информационных продуктов во много раз выше других.
Помимо этих традиционных требований, общих для всех видов информационных продуктов, курсовая ра-
бота по тележурналистике имеет еще некоторые особенности.
Во-первых, она должна быть экранной, т.е. в ней должен быть материал, который можно показать.
Вспомните хрестоматийный пример с репортажем о первом спутникетелевидению здесь нечего делать, так
как видеоряд предельно однообразен. Телевидение имеет преимущество перед другими СМИ в том отношении,
что оно показывает, а, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
В-вторых, не забывайте о проблемах, связанных со съемкойможно ли будет достаточное количество раз
приехать с оператором в нужное вам место.
Определившись с темой, необходимо найти в ней проблему и идею. Другими словами, нельзя браться за